Благодаря игре Орфея был усыплен дракон, стороживший золотое руно в Колхиде, и выполнена трудная задача Аргонавтов — достать это руно.
Из мифологических сказаний об Орфее наиболее распространен миф о спуске певца в подземное царство за своей женой Эвридикой.
Читатели! Многие из вас, наверное, слышали в театре или по радио знаменитую арию Орфея «Потерял я Эвридику» из оперы X. Глюка «Орфеи и Эвридика» или же волшебную музыку «Мелодии», олицетворяющей в этой опере чудесное пение Орфея и магическую силу его игры на лире.
Существует много версий гибели Орфея. По одним сказаниям, он умер от тоски по Эвридике: его могилу показывали в Пиерии, возле Пимплейского источника; фракийцы рассказывали, что соловьи, свившие гнезда возле могилы Орфея, пели приятнее и громче прочих соловьев. По другому сказанию, Орфей был растерзан менадами, спутницами бога Диониса, или за непочтение к культу Вакха, или за ревность к памяти Эвридики.
Римский поэт Овидий рассказывает, что менады, убив Орфея своими тирсами (жезлами, увитыми плющем и виноградными листьями, оканчивающимися наверху сосновой шишкой), растерзали его труп, раскидали части его по долине Гебра, а голову и лиру бросили в реку, которая вынесла останки певца в море и принесла к Лесбосу — острову в Эгейском море на территории Греции. Здесь, в Антиссе, был поставлен в память Орфея жертвенник.
Есть еще предание, по которому Орфей был убит молнией Зевса за то, что открыл людям священные таинства. В этом сказании слышится отклик мифа о титане Прометее, прикованного по приказу Зевса к скале и обреченного на постоянные муки за похищение огня у богов Олимпа, чтобы передать его людям. Прилетавший каждый день орел расклевывал его печень, отраставшую снова за ночь. И только Геракл освободил Прометея, убив орла…
Какие интересные истории! Оторваться невозможно. Но мы отвлеклись, наши дорогие читатели, для того, чтобы ближе познакомить вас с легендарным образом Орфея. Не правда ли, он заслуживает бессмертия…
Возвращаемся снова к лире Орфея, ее конструкции. Возможно, что к созданию лиры приложил свой гениальный ум и умелые руки Пифагор. Помните, это он открыл, что высота звука зависит от длины струны. Сначала Пифагор обнаружил на монохорде (от греч. monos — один и chorde — струна), что струна, зажатая точно посередине и, значит, укороченная вдвое, дает звук, сливающийся со звуком целой струны и в то же время звучащий выше, как если бы пели взрослый и ребенок. Названия «октава», возможно, тогда еще не было, но читатели уже догада-шсь, что это была она. Заинтересованный своим открытием, Пифагор решил попробовать, а что получится, если струну поделить иначе? Поделив струну на три части, он обнаружил, что большая ее часть, соответствующая двум третям, даст квинту на октаву выше. Оставшаяся треть также звучала квинтой, но двумя октавами выше. Если же зажать струну, разделенную на четыре части, в третьей четверти, то большая ее часть будет звучать квартой по отношению к основному тону. Оставшаяся четверть струны даст все тот же основной звук, но двумя октавами выше. Здесь нетрудно уловить тесную взаимосвязь обертонов с унтертонами.