Найденные звуки для удобства были перенесены в одну октаву и по ним последовательно настраивались все четыре струны лиры Орфея. В переводе на нашу современную систему эти струны настраивались по звукам до—фа—соль—до. Возможно, однако, что настройка производилась и от других звуков, но в таком же соотношении. Для облегчения понимания мы будем пользоваться в дальнейшем общепринятыми современными названиями звуков.
Как вы, наверное, уже заметили, первая пара струн — до—фа точно повторяется во второй — соль -до. Это подобие наводит на мысль о симметрии. В данном случае — о симметрии в музыке *.
Симметрией называется такое размещение тел, предметов или их частей в пространстве, когда одна половина является как бы зеркальным отражением другой.
И как удивительно, что закон симметрии обнаруживается во всей природе — живой и неживой. Посмотрите пристальней на себя и на окружающий мир. Вы обязательно заметите, что, к примеру, лепестки любого цветка, сам цветок, листья деревьев, расположение иголок на ветвях сосен и елочек при всей прихотливости форм обнаруживают подобие. В строении человеческого тела также существует симметрия: два глаза, два уха, две ноги, две руки, две ноздри…
Чудесным примером симметрии в неорганической природе могут служить снежинки. Как жаль, что они так быстро тают. Не успеваешь налюбоваться их красотой. Зато в кристаллах красота почти вечная, во всяком случае прочная.
Если закон симметрии, существующий в природе, обратить к сфере искусства, то сразу наша мысль направляется к образцам статического в искусстве: орнамент, узор, статуя, здание… Попробуем применить этот закон к временным явлениям природы, значит, к движению: день — ночь, лето — зима, тик — так, «говорит» маятник; почти подобно ему наше сердце, дыхание… В первых наших примерах с цветами, человеком, снежинками, кристаллами находим симметрию подобия или сходства; во временных явлениях — симметрия контраста как будто преобладает, хотя есть в них и подобие, и сходство.
Наверное, читатели помнят нашу вступительную главу об искусствах, а может быть, и без нее знают, что музыка является временным искусством. Ко всем явлениям природы и искусства, связанным со временем, чаще применяют понятие ритм. Но, безусловно, оба понятия — и симметрия и ритм — взаимосвязаны и взаимопроникаемы и применимы ко всем видам искусства, пространственным и временным. Точно так существует симметрия подобия и контраста.
Если вы играете или раньше играли, например, пьесу Р. Шумана «Дед Мороз», то вам объяснили, что ее структура соответствует симметрии, так сказать, обоих видов — и подобия и контраста.
Но сила воздействия любого искусства обусловлена не только господством закона симметрии.
Взгляните на ветку дерева и сравните между собой положение листиков на ней или, к примеру, сравните левый глаз с правым. Вы сразу обнаружите массу неточностей. Но это лишь мелкие несоответствия. В целом, если отвлечься (а именно так и происходит в жизни при первом впечатлении), вы воспринимаете некую гармоничность предмета, его соразмерность, короче — то, что является одним из условий красоты.