Мы описали гаммы мажорные и минорные, именуемые натуральными, то есть соотношения ступеней были — только тон и полутон. Однако человек склонен к изобретательству и экспериментированию. С давних времен появилось стремление к уподоблению минора мажору. Музыкальный слух не удовлетворяло отсутствие явного стремления VII ступени натурального минора прямо в тонику, которым обладает мажор. Стали повышать VII ступень натурального минора. От этого- появилось необычное соотношение VI и VII ступеней— 11 /-j тона. Впоследствии это повышение стало обычным и привычным, в особенности в аккордах, и теперь кажется странным, еспи вам предложат спеть доминантсептаккорд в натуральном миноре.
Новый вид минора стали называть гармоническим. Своеобразие звучания последовательности VI и VII ступеней гармонического минора побудило музыкантов применить его к мажору. Но как быть? VII ступень в мажоре не повысишь,’там всего—полутон до VIII (между прочим, начинающие ученики так наивно и думают — по аналогии с минором). Выход простой: понизив VI ступень, получаем 11/г тона между VI и VII ступенями. Так возник гармонический мажор. Теперь единственным отличием между одноименным гармоническим мажором и минором осталась III ступень.
Эксперименты продолжались: минор вознамерился подражать мажору не только приближением VII ступени к тонике, но и целым тетрахордом. Повысили VI ступень, уничтожили 11 / *2 тона и получили верхний тетрахорд в точности такой, как в мажоре. Такой вид минора назвали мелодическим. Опять III ступень осталась единственным признаком отличия между натуральным мажором и мелодическим минором. Тогда мелоди ческий минор, как бы устыдившись своего «омажоривания», в нисходящем движении вернулся к своему натуральному виду. Это стало настолько привычным, что мы играем мелодические минорные гаммы именно так. Наконец, и мажор, «приноровившись» к натуральному минору, стал понижать VI и VII ступени, однако, только в нисходящем порядке, очевидно, по примеру минора, не желая слишком «оминориваться». Такой вид мажора стали называть мелодическим.
Мы показали гаммы до семи знаков включительно, но в музыке применяются тональности и с большим количеством знаков. Ими не пользуются как основными, в которых написана целиком вся пьеса, но в середине ее могут встретиться такие тональности. Это случается в результате переходов или отклонений от основной ладотональности в процессе развития музыки.
Самой удобной в этом отношении формой является фуга с большим количеством ключевых знаков. Если ты учил в своей жизни хоть одну фугу, то не из теории, а из практики знаешь, что тема появляется много раз и — не каждый раз, но многократно — в другой тональности. Многие ученики-пианисты играют Фугу № 2 c-moll из I тома «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха. Но нас интересует сейчас другая, соседняя Фуга № 3 Cis-dur (в некоторых изданиях уртекста она нотирована в Des-dur; для нас важно, чтобы вы посмотрели то издание, где эта фуга записана в Cis-dur). Переверните страничку-другую и обнаружите ее. Если вы и не учили эту Фугу, то все же разберите хоть немного, хоть одной рукой, не поленитесь! По правде говоря, ленивым не место в музыке, лучше им сразу ее бросить, пока она их не выбросила… Искусство не любит ленивых.