Педагогическая практика показывает, что многие учащиеся — пианисты и непианисты — с трудом усваивают аппликатуру гамм на рояле. Из-за этой «мелочи» происходит полный разлад мысли и действия — слагаемых настоящего з н а н и я,— а в голове создается путаница.
Исключительно верно определил, что такое знание в области искусства Г. Нейгауз в своей книге «Об искусстве фортепианной игры»: «…под словом знание, познание у художника я всегда подразумеваю активную силу: понимать плюс действовать. Или еще проще: правильно действовать на основе правильного мышления». Заканчивает эти поучительные рассуждения о знании Генрих Густавович следующими словами: «И чем больше он (то есть пианист.— Г. В., Е. К.) сумеет привести свои знания к точным формулировкам, имеющим силу закона, хотя бы и отдаленно приближенным к математическим, тем прочнее, глубже и плодотворнее будет его знание. Кто с этим сразу же не согласится, тому помочь нечем» (М., 1961. С. 107).
В связи с этим мы предлагаем ниже универсальную формулу симметричных аппликатур всех гамм на основе ранее рассмотренной симметрии клавиш-звуков-нот и «Формулы Шопена» (читатели, надеемся. помнят и о том и о другом по предыдущей главе).
С точки зрения постулируемой нами триады: вижу — слышу — воспроизвожу — легче всего начать изучение симметричных аппликатур с гамм-исключений — Fis и С, хотя из соображений чисто физического удобства расположения пальцев на клавишах, их касательного движения лучше Шопена, пожалуй, ничего не придумаешь: как известно, начинающим пианистам он давал для правой руки нисходящий Н, соответственно для левой — восходящий Des. Советуем обратить на этот уникальный момент шопеновской методики пристальное внимание. Он поистине «томов премногих тяжелей».
Мы начинаем с гамм-исключений потому, что с ними, как вы убедитесь в дальнейшем из примера 44, меньше всего хлопот. В расходящемся движении от взаимоотражаемых звуков-клавиш-нот (что на практике соответствует исполнению этих гамм в сексту) ни о чем заботиться не нужно, ибо то, что играет правая рука вверх, по закону пальцевой симметрии соответствует играемому левой рукой вниз. Поскольку триада в этой паре гамм совпадает по всем параметрам симметрии, так сказать, «в абсолюте», то и звучание при этом вполне приятное и гармоничное. Поэтому эти две гаммы выносятся как бы «за скобки» из общей универсальной формулы.
Второй этап — парное изучение оставшихся мажорных гамм (для удобства назовем их гаммы-зеркала) — аналогичен первому, но в отличие от него порывает с одним из слагаемых триады. Если в Fis и С художественно-эстетическая сторона ладотональности как таковой ощущается слухом без труда, то в оставшихся пяти парах произойдет нарушение этого ощущения. Именно этот факт является лишним доказательством «незримого парения» Fis и С над всеми гаммами. Зато какая невероятная экономия времени! Буквально за считанные часы вы овладеваете всеми гаммами. А звучат в этих пяти парах те же интервалы, что и в С, Fis: унисон или октава, большая терция и ее обращение — малая секста, большая секунда и ее обращение — малая септима, наконец тритон. Нетрудно догадаться, откуда они взялись. Это слагаемые натурального звукоряда, извлеченные с помощью закона золотого сечения.