Занимательная теория музыки стр.71

Увеличенная секунда, например, почти обязательная принадлежность мелодий восточного типа или стилизованных под восточные, как в творчестве Н. Римского-Корсакова, А. Бородина, М. Балакирева. Шемаханская царица из оперы «Золотой петушок». Индийский гость из оперы «Садко» (обе оперы

Н. Римского-Корсакова), Песня половецкой девушки из оперы «Князь Игорь»

А. Бородина. Если эти произведения пока еще не знакомы вам как музыкальные, то наверняка «Золотой петушок» А. Пушкина, древнерусские былины о Садко, «Слово о полку Игореве» вы уже читали. И разве не заманчиво полюбившиеся по литературе фантастические и исторические персонажи увидеть (услышать) в музыке? Разве музыка не обладает способностью вызывать и зрительные впечатления? А для реализации их существуют оперные спектакли. Советуем вам достать клавиры и просмотреть хотя бы частично то, что доступно и сравнительно легко.

А вот Баркарола П. Чайковского из «Времен года» будет понятна вам всем, и пианистам и непианистам. Обратите внимание на арпеджированный аккорд, весь состоящий из малых терций и увеличенных секунд,— образец применения увеличенной секунды в аккорде. Этот аккорд, в особенности в высоком регистре, как бы имитирует всплески волны. Как известно, баркарола — это и есть песня на воде; стало давно уже традицией употребление этого аккорда во всякого рода «водяной музыке». Тут и «Шехеразада» Н. Римского-Корсакова, и «Море» К. Дебюсси, романс «Бахчисарайский фонтан» В. Власова и многое другое, что предстоит вам услышать в концертных программах в будущем.

Сейчас же обращаем ваше внимание на некоторые интервалы и на их особенности. В частности, увеличенная секунда вместе со своим обращением — уменьшенной септимой создала такие возможности для «водяного аккорда» (уменьшенного септаккорда), которые дали ему право запросто перекочевывать из одной ладотональности в другую и чувствовать себя как дома во всех двадцати четырех…

Другой энгармонический интервал — уменьшенная кварта — также примечателен и как строитель мелодии, и как часть аккорда. Взгляните еще раз на тему Фуги № 4 из I тома «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха, а еще лучше постарайтесь услышать ее внутренним слухом. Пожалуй, это самая короткая тема на свете… Разве не уменьшенная кварта придает ей скорбнострогий, величественный характер? Или тема Фуги № 20 из II тома «Хорошо темперированного клавира» Баха, которую также называют «темой креста», так как звуки в ней движутся крестообразно, но в отличие от предыдущей темы Фуги № 4 из I тома мелодические шаги более размашисты? Разве не уменьшенная септима является самым выразите чьным интервалом из всех в ней?

А вот пример из последней фортепианной сонаты Л. Бетховена (№ 32). Ее главная тема плакатная, гневно повелительная, призывающая к решительным действиям. Она содержит в себе оба примечательных интервала — уменьшенную кварту и уменьшенную септиму. Предлагаем вам взять ноты и сыграть четыре такта Allegro, чтобы мы не переписывали массу примеров из музыки, которая всегда должна быть под рукой.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒