Занимательная теория музыки стр.70

Изредка в музыкальной литературе встречаются также уменьшенные и увеличенные интервалы, равные чистым; например, ми-бемоль—соль-диез, до-диез— ля-бемоль и так далее.

Повторяем, кроме уменьшенной примы, любой интервал может быть увеличенным и уменьшенным. Таким образом, к двенадцати действительно акустически существующим независимо от лада интервалам прибавляется еще двенадцать. Но их действительность и действенность, а следовательно, и существование проявляется только в определенном ладу. Можно сделать сравнение с омонимами. Возьмем, к примеру, слово «пассаж» (от франц. passage, буквально — проход, переход). Тринадцатое явление четвертого действия гениальной комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» начинается знаменитой фразой жены городничего, которая, увидев Хлестакова на коленях, восклицает: «Ах, какой пассаж!» Далее эту же фразу повторяет ее дочь ‘в начале четырнадцатого явления того же действия. Наверное, всем понятен переносный смысл самого слова «пассаж» да и всей фразы (неожиданное происшествие, странный оборот дела) в этой мизансцене.

В больших городах нередко встречаются торговые или деловые здания-гале-реи, называемые пассажами, в которых по сторонам широкого прохода с остекленным покрытием размещены магазины или конторы.

А кто бывал на ипподроме и знаком с видами верховой езды, тот знает, что пассаж — это высокая ритмичная рысь.

Наконец, в фортепианной музыке (особенно в творчестве Ф. Шопена и Ф. Листа) встречается множество виртуозных пассажей (звуковых последовательностей в быстром движении, требующих от исполнителя большой пальцевой ловкости, гибкости и легкости). Таких слов не только в русском языке, но и в любом другом — множество. К ним привыкают, и они не мешают воспринимать смысл речи.

В музыке несколько труднее. Но если ученик привыкнет (под руководством опытного преподавателя, конечно) следить за логикой построения, например, гаммы, интервалов, аккордов, то он не станет удивляться: зачем написан фа-дубль-диез, когда это обычное соль? А малыши иной раз удивляются и даже обижаются на такие как будто ненужные сложности. Но после сравнения со сло вами и буквами и они начинают понимать: ведь есть буквы, которые в разных словах произносятся не одинаково.

Учащиеся с абсолютным слухом делают больше ошибок в определении на слух энгармонических интервалов, чем ученики, не имеющие его; их подводит слышание абсолютной высоты отдельных звуков. То есть происходит смешение чувственного и логического уровней восприятия звуковых комбинаций. Для грамотного музыканта важно привести эти два уровня в строгий порядок, а не подменять их.

Итак, интервалы, распознаваемые и в ладу и вне его, названные диатоническими, мы можем назвать дополнительно — акустическими. Энгармонические интервалы, включая пару тритонов гармонических мажора и минора,— ладовыми. Две пары этих интервалов, свойственных параллельным гармоническим ладам, имеют, пожалуй, одинаковое распространение в мелодической и гармонической формах (в гармонической — как составная часть аккордов), но об этом говорить подробно нам еще рано.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒