Влияние техники сказалось и на фотографии, превратив ее из технически-вспомогательного средства в искусство. Сюда мы можем отнести и голографию, и микроминиатюру.
Телевидение, такое обычное и привычное в нашем быту, также существует не так давно.
Вот немногие, но яркие примеры того, как техника влияет на развитие искусств. Мы не можем предугадать с точностью, как в дальнейшем будет происходить этот процесс, но кое-какие прогнозы можно сделать. Так, еще в начале нашего века А. Скрябин создал симфоническое произведение «Поэма огня», называемое также «Прометей», в котором звучание музыки сопровождалось сменой световых эффектов. Флориан Юрьев посвятил этому произведению интересную богато иллюстрированную книгу, которую так и назвал «Музыка света». Правда, музыка такого типа до сих пор не получила у нас распространения, но как знать! К примеру, современная медицина располагает данными о лечебных свойствах цветомузыки… В чарубежных странах на выставках живописи иной раз появляются звучащие картины. Может быть, за ними будущее.
Конечно, не следует думать, что прогресс в искусстве происходит только под влиянием развития техники. Это была бы примитивная упрощенческая мысль.
Возможна и обратная взаимосвязь: художественная деятельность высокоодаренной творческой личности в любой области искусства создает нечто новое, требующее новой техники.
Теперь наши юные читатели заметили, а возможно, и раньше знали, что вся наша жизнь пронизана искусством, что оно необходимо нам как воздух и как воздух мы его иной раз не замечаем. И порой не осознаем, как оно влияет на наши чувства, мысли, поступки, поведение в целом. А разве искусство не служит средством познания мира? Оно не только средство воспитания и образования, оно объединяет людей, роднит их, помогает понять как себя, так и других. «Жизнь коротка, а искусство вечно»,— гласит афоризм. Не думайте, наши читатели, что мы хотим приучить вас к стандартным мыслям. Нет! Мы очень хотим, чтобы вы ваши чувства, настроения выражали словами, какие вам придут на ум, даже если они на первых порах не очень литературно точны. Мы хотим, чтобы вы иногда заглядывали в музеи и на выставки не только с экскурсией всем классом. Класс всегда шумный и немного озорной. Не всегда экскурсовода услышишь. А иной раз хочется не слушать, а только смотреть. Может быть, в музеях нужно соблюдать тишину, как в концертных залах?
Случалось ли вам хоть раз в жизни слушать соловья так, чтобы видеть его в нескольких шагах от себя, одиноко сидящим на веточке? Он поет с закрытыми глазками, и видно, как горлышко его трепещет, когда он-выводит свои трели и рулады. Блаженство, восторг, радость такого слушания-созерцания нельзя объяснить словами, это надо испытать самому. И нужно быть предельно осторожным и терпеливым, чтобы приблизиться к певцу и не спугнуть его. Разве это возможно сделать в большой компании?
Так, терпеливо и настойчиво воспитывайте в себе способность восприятия искусства, которое поможет в вашем стремлении к Истине, Добру, Красоте…
Глава II О звуке
Музыка — искусство звука.