В истории музыки весьма примечателен факт восприятия нашим слухом повышенной VII ступени гармонического минора в сложившейся гармонической структуре как настоятельно необходимой. Отсутствие повышения всегда кажется ошибкой, фальшью. Пониженная VI ступень гармонического мажора желательна и, может быть, желанна для нашего слуха, но вовсе необязательна. В этом эмоциональном различии звука ля-бемоль—соль-диез в до мажоре—ля миноре кроется «тайна» «омажоривания» минора и «оминоривания» мажора. Разгадка же ее — в знакомом вам зеркальном отражении звуков, в данном случае гамм. Пришла пора поговорить об этом явлении. Взгляните на следующий пример:
Нижняя строчка — это восходящая гармоническая гамма до мажор; верхняя — ее взаимоотражаемые звуки. Что они образуют? Гамму ля минор в противоположном движении, взятую от доминанты. Кому захочется узнать, какой мажор отражает тот или иной минор, советуем обратиться к магическому квадрату на вклейке и вновь вдумчиво прочитать все, написанное о нем.
Возможно, у кого-нибудь возникнет недоумение, почему ля минор от ми (V ступени), а не от ля (I)? Дело в том, что такова система взаимоотражаемых звуков европейского равномерно-темперированного строя. Кстати сказать, в музыкальной практике, начиная примерно с творчества И. С. Баха, очень часто минор использовался именно от V ступени, а не от I. Тоника в нашем обычном представлении оказывалась как бы спрятанной в середине. О гаммах такого типа речь пойдет в главе «Лады народной музыки». Здесь же мы привели этот пример для того, чтобы предложить вам интересную и несколько необычную, но наглядную классификацию энгармонических интервалов на основе взаимоотражаемых звуков.
Конечно, кто-то сообразил, что эта классификация нагляднее всего получится лишь в двух уникальных парах гармонических ладотональностей — до мажоре— ля миноре или фа-диез мажоре—ре-диез миноре. Для удобства возьмем до мажор—ля минор:
В приведенном примере три пары энгармонических интервалов в гармоническом до мажоре зеркально отражаются в трех парах аналогичных интервалов гармонического ля минора (сравни верхнюю и нижнюю строчки примера). Причем все интервалы, строящиеся вверх от ля-бемоль в до мажоре, будут увеличенными; вниз — уменьшенными. Это же свойство зеркально отразится и в ля миноре.
Обращаем ваше внимание на вторую пару интервалов в мажоре и миноре. В существующих учебниках по элементарной теории музыки они исключаются из группы характерных интервалов. Однако не будем спешить с выводами. Окончательно вопрос о так называемых характерных интервалах прояснится, когда речь пойдет о разрешении их (см. далее с. 104)
Возникает вопрос: а не могут ли все интервалы стать увеличенными и уменьшенными? Могут, только прима не может быть уменьшенной. Естественно, что увеличенный будет больше большого и чистого, а уменьшенный — меньше малого и чистого. Предостерегаем против распространенной среди учащихся ошибки, корень которой в предвзятом мнении: поскольку первый энгармонический интервал, с которым познакомился ученик, был тритон, то есть увеличенная кварта, равная уменьшенной квинте, то появляется соблазн — каждый увеличенный интервал приравнивать к уменьшенному. Те, кто уже составил себе табличку энгармонических интервалов, свойственных гармоническому минору и мажору, присмотритесь и прислушайтесь к двум парам этих интервалов: увеличенная секунда равняется малой терции, уменьшенная септима — большой сексте; увеличенная квинта — малой сексте, уменьшенная кварта — большой терции. Увеличенный интервал обязательно равен малому, идущему вслед за ним, например увеличенная секунда равна малой терции. Уменьшенный интервал равен большому, предшествующему, например уменьшенная септима равна большой сексте.