
Обнаружились новые интервалы, которые мы не встречали в диатоническом звукоряде. Действительно ли новые? И да, и нет… По своей орфографии и по звуковому значению в ладу — новые, а взятые вне лада и без называния или написания орфографии — старые. Проверьте. Сыграйте, к примеру, на рояле звуки до—ми и спросите товарища, какой интервал? Конечно, он ответит, что большая терция, а если у него абсолютный слух, то и ноты назовет. Вы можете возразить, что у вас это не терция. Тогда ваш товарищ, если он так же хорошо знает все гаммы, как и вы, и обладает достаточно развитым внутренним слухом, согласится с вами: «Ну да, это может быть си-диез—ми, уменьшенная кварта на седьмой ступени гармонического (как в скорбно-величественной «теме креста» Фуги № 4 из I тома «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха) или до—фа-бемоль на третьей ступени А5 тоже гармонического (как в кодах Второго и Пятого блестящих вальсов Ф. Шопена)». Обратите внимание: ладотональности и Аб взаимоотражаемы, а до—ми (фактически С) является неизменным центром всей системы в целом…
А если такой же вопрос или аналогичный вы зададите младшему товарищу, который еще не постиг всех этих премудростей, но знает хотя бы ля минор гармонический, то упростите ему задание: дайте настройку его слуху в ля миноре, а затем сыграйте увеличенную секунду на VI ступени. Интересно, что он ответит?
В нашей таблице интервалов гармонического минора выделены три пары таких интервалов. Вам, наши читатели, мы рекомендуем после сравнения гармонического минора с гармоническим мажором найти в мажоре эти три пары исключительных интервалов и зафиксировать, в чем сходство и в чем различие в расположении их на ступенях мажора и минора. Для облегчения этого исследования немного подскажем вам, что согласно закону зеркальной симметрии в гармоническом миноре расположение интервалов будет противоположно гармоническому мажору. Соотношение ступеней минора с тоникой ни в натуральном, ни в гармоническом ладах не дает такой закономерности, как мажор. Зато здесь есть другая любопытная особенность: все интервалы, взятые вверх от повышенной VII ступени, будут уменьшенными и малыми: вниз — увеличенными и большими. В гармоническом мажоре все интервалы, взятые вверх от VI пониженной ступени, будут большими и увеличенными; вниз — малыми и уменьшенными. Кроме того, сим метричными (взаимоотражаемыми) интервалами окажутся: фа—соль-диез и его обращение — соль-диез—фа в ля миноре с увеличенной секундой ля-бемоль—си и ее обращением си—ля-бемоль в до мажоре. Составьте табличку всех энгармонических интервалов. Такие таблички и в миноре и в мажоре необходимо снабдить каким-то подзаголовком. Во всех учебниках эти интервалы называют х а-рактерными. Этот термин представляется нам недостаточно освещающим само явление и его суть. Не лучше ли назвать их энгармоническими. Поскольку этот термин у нас уже применялся в отношении гамм, тонов и полутонов, отдельных звуков и тритонов.
Уточняем: энгармоническими называем интервалы, у которых тоновая величина совпадает, а ступеневая — нет; например, большая терция равняется уменьшенной кварте, уменьшенная септима — большой сексте и так далее.