Рассмотрим нисходящее движение:
Никакой принципиальной разницы между восходящим и нисходящим движением нет. После того как сыгран звук соль-диез, усилие с мизинца должно как бы перетечь на 3-й палец. Мизинец освобождается и сам собой приподнимается над струной. Не нужно его специально поднимать на минимальное расстояние (пресловутая экономия движений). Надо думать только об усилии 3-го пальца.
Затем усилие переходит на 2-й палец — звучит фа-диез, 3-й палец освобождается и немного отходит от струны. Когда исполняется фа-бекар, то 4-й, 3-й и 2-й пальцы в свободном состоянии располагаются над струной. Заметьте, что при исполнении этой звуковой последовательности работают только сгибательные мышцы. Разгибательные мышцы включаются автоматически при снятии усилия. Если при игре в подвижном темпе мышцы исполнителя работают правильно, слушателю (и зрителю) кажется, что пальцы гитариста совершают волнообразные движения. Похожий образ находим у Есенина: «Гармонист пальцы льет волной».
Перемещение кисти вдоль грифа
Это перемещение должно происходить плавно, без рывков. Только тогда можно добиться точной игры при смене позиций. Важно дать почувствовать учащемуся, что такое плавное движение кисти.
Рассмотрим следующий пример:
Это упражнение нужно сыграть, удерживая на одном месте большой палец левой руки, который находится примерно между 3-м и 4-м ладом. Двигая кисть относительно большого пальца, легко почувствовать плавность перемещения. Это ощущение нужно запомнить и потом добиваться его при перемещении большого пальца вместе с кистью. Если оно осуществляется на небольшое расстояние, то большой палец не отрывается от грифа. Например:
Если кисть переходит из низкой позиции в более высокую, то большой палец подушечкой скользит по обратной стороне грифа. Если движение осуществляется в противоположном направлении, то большой палец может вообще не касаться грифа.
Перемещаясь вдоль грифа, кисть вовлекает в движение сначала предплечье, а затем (при значительном перемещении) и плечо Ученик же должен следить только за плавностью перемещения, тогда подключение нужных мышц происходит само собой.
Иногда перед значительным скачком можно заранее отвести локоть влево от туловища (при скачке из высокой позиции в низкую) или, наоборот, приблизить его к туловищу (при скачке в противоположном направлении).
Баррэ
Всем педагогам приходится сталкиваться с проблемой исполнения баррэ: руки учащихся устают, прижатые струны не звучат и т. д.
Не надо представлять этот прием только как встречный нажим большого и указательного пальцев. Нужно очень точно знать, какие струны должен прижать 1-й палец. В следующем примере он прижимает шестую, вторую и первую струны:
Вообразите, что плосколежащий 1-й палец имеет три подушечки: одну в точке соприкосновения с шестой струной, другую — в точке соприкосновения со второй струной и третью — в точке соприкосновения с первой струной. Эти подушечки дотронулись до своих струн, «поймали» их, и теперь можно прижимать струны к порожку. Здесь может помочь и вес руки. Давление пальца не должно быть строго перпендикулярно плоскости грифа. Струны от веса руки смещаются чуть вниз, поэтому палец прижимает струны под некоторым утлом к грифу.