IV. АККОРДЫ, ИХ СТРОЕНИЕ, ОБОЗНАЧЕНИЯ
И АППЛИКАТУРЫ
4.1 Буквенно-цифровая запись аккордов
Буквенно-цифровая запись нот и аккордов относится к понятию табулатура — от латинского tabula — доска, табличка. В средние века и эпоху Возрождения музыку записывали при помощи знаков, обозначающих не высоту тона, а место на грифе (лютни, виуэлы) или клавиатуре инструмента. Для изображения положения рук при игре на гитаре также широко используются табулатуры,
Места прижатия струн на грифе пальцами левой руки обозначаются на схематическом изображении участка грифа гитары, так называемой аккордовой диаграмме или аппликатурной сетке:
Горизонтальные линии — струны гитары. Верхняя линия — первая (самая тонкая) струна, нижняя — шестая. Вертикальные линии — ладовые порожки, между которыми находятся лады грифа гитары.
нашем примере это нота до (в аккордах С7 и С7/й). Когда основной тон аккорда находится на открытой струне, он указывается двойным незаштрихованным кружком (аккорд Ат).
Часто на диаграммах показывают, каким именно пальцем левой руки нужно прижать струну к грифу. Тогда их обозначают, как и принято, арабскими цифрами 1, 2, 3, 4 (см, аккорд С7/(л).
Когда аккорд берется не в первой позиции, вблизи головки грифа, а, например, как в аккорде А7 в зоне V лада — лад указывается римской цифрой.
Вертикальная линия, пересекающая V лад в этом аккорде, означает, что первый палец левой руки должен прижать все струны гитары на V ладу. Это так называемый прием баррэ, о котором речь пойдет дальше.
Для записи аккордов используется буквенное обозначение нот и дополнительные символы, указывающие на строение аккорда. Этот вопрос более подробно приведен в конце главы, а пока следует запомнить, что мажорное трезвучие (от ноты до — это ноты до, ми, соль) обозначается большой буквой латинского алфавита, как и нота, т.е., если в нотах написано С (над нотным станом), это значит, что должен звучать аккорд до мажор (как его взять на гитаре будет показано ниже). Символы р, А или /У означают фа мажорный, ля мажорный и ре-бемоль мажорный аккорды соответственно.
Если трезвучие минорное, то внизу справа от основной буквы пишется маленькая буква т. Например: Ат — означает трезвучие ля минор или просто ля минорный аккорд. Аккорд фа минор будет обозначен как Рт, ре минор — От. и т.д.
Буквенно-цифровое обозначение аккордов предполагает, что в аккомпанементе следует брать басовый звук, соответствующий основной букве аккорда. Например, аккорд вт следует брать с басом соль (О), а аккорд Р (фа мажор) с басом фа (Т7). Если же эти аккорды нужно взять с другими басами, то используется дробная запись гармонии, где в числителе проставляется указанный аккорд, а в знаменателе -необходимый басовый звук. Например: Ет/в означает, что ми минорный аккорд надо взять с басом соль (в), а запись С/£ указывает, что до мажорный аккорд должен звучать с басом ми (Е).
Септаккорды обозначаются так:
а) большой мажорный септаккорд: к основной букве добавляется та]’ или 7+. Например: Стау7 (С7+) означает большой до мажорный септаккорд.