Классические этюды (М. Каркасси, М. Джулиани, Ф. Сора Д. Агуадо) являются незаменимым материалом для укрепления принципов звукоизвлечения. Их соблюдение оказывает непосредственное влияние на качество звука. Плотный, «круглый» звук — мы слышим его в игре выдающихся гитаристов современности — служит основой для дальнейшей художественной работы над звучанием гитары.
Под ровностью звучания понимается равномерность чередования во времени звуков, равных по силе и тембру. Звуковые и метроритмические дефекты — самый распространенный недостаток гитаристов. Так, например, в некоторых видах арпеджио очень часто «западает» палец а; в гаммообразных пассажах звуки, извлекаемые пальцами / и т, различаются по качеству, в результате чего гамма как бы «хромает». Серьезную трудность представляет ровное исполнение арпеджио р-1-т-а-т-1 (например, Этюд ор.48 № 5 М. Джулиани), где первые четыре звука «пролетают» быстрее двух последних, или рч-т-(«Шмель» Э. Пухоля), в котором последний звук постоянно опаздывает. Особое внимание следует обращать на отрабатывание «рассыпчатого» арпеджио и на такие элементы, как чередование восьмых и шестнадцатых, пунктирный ритм, исполнение приема легато.
1 Применение данной методики в Рязанском музыкальном училище в течени 1995-2000 годов привело к существенному повышению технического уровня студентов: 75% выпускников этого периода продолжили обучение в музыкальных вузах (до 1997 года процент поступивших в вузы был наполовину меньше).
7 Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. М., 1994. С. 36.
Гитара обладает богатыми тембровыми возможностями, и смена тембра достигается довольно легко: малейший перенос правой руки вдоль струн, изменение утла оттягивания пальцем струны ощутимо меняют окраску звука. Однако эта легкость не всегда идет во благо музыке. Учащемуся необходимо развивать свои представления о тембре гитарного звука, его разнообразии, учиться применять звуковую палитру инструмента сообразно музыкально-художественным задачам, правильно используя игапао и ароуапс!о и не злоупотребляя переносами правой руки от подставки к грифу и обратно.
Ощущение правильного темпа — важнейшее требование к разучиваемому этюду. Тяготение учащегося к настоящему темпу должно быть заложено в самом процессе работы над этюдами, а в отдельных случаях необходимо стремиться к максимально возможной скорости исполнения. Однако быстрый темп приемлем только при соблюдении ровного и качественного звучания. Поэтому в ряде случаев целесообразно играть сдержаннее (в том числе и на зачете) для достижения лучшего результата.
Подводя итог, заметим, что работу над этюдами необходимо вести непрерывно, а не только к конкретному техническому зачету. Постоянное совершенствование исполнения уже выученных этюдов, наряду с освоением новых — вот тот путь, который способствует преодолению многих технических трудностей, формированию и развитию двигательного и слухового опыта.
Приложение 1
Требования к исполнению гамм на техническом зачете