Как научить играть на гитаре стр.25

Педагогическая и исполнительская практика показывает, что не всегда целесообразно следовать правилам по принципу можно/нель-зя, проблема порой требует неожиданного решения. Разнообразие физиологических особенностей учащихся побуждает к поиску неких усредненных, «универсальных» правил, скорее, исходя из принципа допустимо/недопустимо, что существенно расширяет спектр позиционных возможностей. Иногда в разъяснениях нуждаются «запретительные» правила. Это позволяет более точно понять суть требований, предъявляемых к тому или иному элементу постановки руки, исполнительской техники. Кроме того, в череде правил и установок необходимо выделять те, что имеют ключевое, основополагающее значение, именно на их выполнении важно заострить внимание учащегося.

Множество заблуждений и «мифов», касающихся гитарной техники, было вызвано недостатком в нашей стране информации о развитии мировой гитарной педагогики, основано на сведениях, почерпнутых в «самиздатовских», зачастую сильно искажающих оригинал переводах весьма дельных книг и пособий. Лишь в последнее десятилетие, благодаря развитию системы коммуникаций, появлению новых информационных возможностей, повышению образовательного уровня преподавателей, все чаще удается делать «открытия» в области гитарной техники.

На первых этапах обучения необходимо уделять внимание не только положению кисти и пальцев на грифе, но и постановке левой руки в целом. Удобнее всего рука располагается, если пальцы находятся в пятой-шестой позициях на третьей струне. Плечо при этом свободно опущено, рука круто согнута (без сжатия) в локтевом суставе, ее части — предплечье, запястье и пясть — образуют единую линию, большой палец помещается на шейке грифа напротив первого пальца и направлен вверх. Локоть не прижат к туловищу, кисть почти параллельна грифу, пальцы слегка наклонены влево1.

Такое положение левой руки можно считать исходным в силу его простоты и удобства. Поэтому первоначальные действия пальцев целесообразно отрабатывать именно в высоких (пятой-седьмой) позициях на басовых струнах в сочетании со звукоизвлечением большим пальцем правой руки2.

Передвижение левой руки по грифу, различные положения пальцев во время игры требуют согласованной работы плеча, предплечья и кисти. Важно все время помнить о естественности движений, о том, чтобы они были точными и, в то же время, плавными, без рывков.

Исключение составляет мизинец. В зависимости от своей длины он может стоять прямо или даже быть склоненным чуть вправо. 2 См.: ГитманА. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. М., 1995. С. 29—30.

Хочется предостеречь от ошибок слишком ретивых педагогов и учащихся, излишне скрупулезно соблюдающих те или иные руководства по игре на гитаре. Любая, самая блестяще написанная школа игры — не догма, она нуждается во внимательном, вдумчивом изучении и творческом подходе.

Возьмем, к примеру, положение большого пальца левой руки. Редкий гитарист не знаком с известным высказыванием А. Сеговии о том, что «большой палец… слишком любознателен и любит смотреть, что делают его братья (остальные палвцы)»1, а это, по мнению маэстро, недопустимо, так как большой палец должен находиться на середине шейки грифа. Бобри уточняет: место, в котором большой палец касается задней стороны грифа, меняется по мере перемещения руки вдоль него, однако «басовая сторона шейки — запрещенная территория» (рис. 19)2.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒