Как научить играть на гитаре стр.71

Классические этюды (М. Каркасси, М. Джулиани, Ф. Сора Д. Агуадо) являются незаменимым материалом для укрепления принципов звукоизвлечения. Их соблюдение оказывает непосредственное влияние на качество звука. Плотный, «круглый» звук — мы слышим его в игре выдающихся гитаристов современности — служит основой для дальнейшей художественной работы над звучанием гитары.

Под ровностью звучания понимается равномерность чередования во времени звуков, равных по силе и тембру. Звуковые и метроритмические дефекты — самый распространенный недостаток гитаристов. Так, например, в некоторых видах арпеджио очень часто «западает» палец а; в гаммообразных пассажах звуки, извлекаемые пальцами / и т, различаются по качеству, в результате чего гамма как бы «хромает». Серьезную трудность представляет ровное исполнение арпеджио р-1-т-а-т-1 (например, Этюд ор.48 № 5 М. Джулиани), где первые четыре звука «пролетают» быстрее двух последних, или рч-т-(«Шмель» Э. Пухоля), в котором последний звук постоянно опаздывает. Особое внимание следует обращать на отрабатывание «рассыпчатого» арпеджио и на такие элементы, как чередование восьмых и шестнадцатых, пунктирный ритм, исполнение приема легато.

1 Применение данной методики в Рязанском музыкальном училище в течени 1995-2000 годов привело к существенному повышению технического уровня студентов: 75% выпускников этого периода продолжили обучение в музыкальных вузах (до 1997 года процент поступивших в вузы был наполовину меньше).

7 Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. М., 1994. С. 36.

Гитара обладает богатыми тембровыми возможностями, и смена тембра достигается довольно легко: малейший перенос правой руки вдоль струн, изменение утла оттягивания пальцем струны ощутимо меняют окраску звука. Однако эта легкость не всегда идет во благо музыке. Учащемуся необходимо развивать свои представления о тембре гитарного звука, его разнообразии, учиться применять звуковую палитру инструмента сообразно музыкально-художественным задачам, правильно используя игапао и ароуапс!о и не злоупотребляя переносами правой руки от подставки к грифу и обратно.

Ощущение правильного темпа — важнейшее требование к разучиваемому этюду. Тяготение учащегося к настоящему темпу должно быть заложено в самом процессе работы над этюдами, а в отдельных случаях необходимо стремиться к максимально возможной скорости исполнения. Однако быстрый темп приемлем только при соблюдении ровного и качественного звучания. Поэтому в ряде случаев целесообразно играть сдержаннее (в том числе и на зачете) для достижения лучшего результата.

Подводя итог, заметим, что работу над этюдами необходимо вести непрерывно, а не только к конкретному техническому зачету. Постоянное совершенствование исполнения уже выученных этюдов, наряду с освоением новых — вот тот путь, который способствует преодолению многих технических трудностей, формированию и развитию двигательного и слухового опыта.

Приложение 1

Требования к исполнению гамм на техническом зачете

⇐ вернуться назад | | далее ⇒