Реализация любой музыкально-технической задачи предполагает последовательность определенных этапов:
1) должна быть воспринята и оценена сама игровая ситуация и индивид, включенный в нее (другими словами — музыкальное произведение и исполнитель, учитывающий свои технические возможности при овладении произведением или его элементом);
2) в соответствии с музыкально-художественной целью должна быть поставлена конкретная двигательная задача;
3) необходимо определить, какими именно средствами исполнитель сможет наиболее естественно и удобно для себя решить эту двигательную задачу.
Очевидно, что проблема технической тренировки приобретает все большую интеллектуальную окраску. Виртуозность требует от исполнителя прежде всего готовности его психофизиологической системы, быстрой и точной ее реакции на импульсы мозга, безотказной работы «телеграфа» между сознанием и техническим аппаратом. Такая техника окажется неподвластной исполнителю «механического» склада, даже с самыми «быстрыми» пальцами, ибо здесь решающая роль принадлежит не скорости работы механизма, а мобильности, тонкой «реактивности» психофизиологической системы. Гибкий интеллект, подвижная высокоорганизованная психика — вот главные условия художественной техники, поэтому техническое совершенствование должно основываться в первую очередь на тренировке слуха и сознания.
Современная прогрессивная педагогика рассматривает работу над гаммами и упражнениями как важное и эффективное средство для технического развития ученика. Их значение в том, что они дают возможность в наиболее сконцентрированном виде осваивать основные технические формулы, что способствует рационализации процесса обучения. Но, пожалуй, именно здесь угроза бездумной игры становится такой реальной. Поэтому особенно важно, чтобы ученик ясно осознал цель занятий с инструктивным материалом, ту пользу, какую они могут принести, и максимально сосредоточился на выполнении требуемой задачи. Еще Лист говорил: «Не от упражнений техника, а от техники упражнения».
«Чем больше ваш технический арсенал, тем больше вы можете сделать с музыкой. Это вне сомнений. Техника необходима. Но люди интерпретируют технику по-разному. Некоторые думают, что техника — это быстрая и громкая игра, — пишет современный американский гитарист Мануэль Барруэко, — Я думаю, что… это, в первую очередь, идеальный контроль всей звуковой ткани при максимально возможной физической раскрепощенности»’.
Приступая к работе над упражнениями и гаммами, необходимо с первых же шагов вырабатывать у ученика-гитариста обостренный метроритмический тонус. Игра гамм вне ритма — без этого важнейшего организующего и мобилизующего средства — по сути дела, напрасно потерянное время, она может воспитать, в лучшем случае, лишь абстрактную, «неуправляемую» беглость, но не художественную технику.
Здесь невозможно не вспомнить примеры высочайшей техники и беглости испанских гитаристов-фламенкистов. И одним из «секретов» их техники является совершенная ритмическая культура, так как вся испанская народная музыка базируется на предельно четком и остром ритме. Поэтому именно ритм стимулирует их виртуозность в пассажной и аккордовой технике.