Букварь гитариста стр.10

Шесть разных звуков, расположенных по терциям, образуют ундецимаккорд (интервал до — фа через октаву — ундецима). И, наконец, семь разных звуков образуют терцдецимаккорд (интервал до — ля через октаву — терцдецима):

Состав аккорда определяется цифрами, выставляемыми у букв, и соответствует нумерации ступеней обозначенного буквой лада.

На нотном стане изображен до мажорный лад с нумерацией ступеней и сложный терцдецимаккорд, в состав которого входят все семь звуков до мажорной гаммы, расположенной по терциям. Дальнейшая нумерация ступеней (после цифры 13) не имеет смысла, т.к. звуки будут повторяться.

Ниже показаны обозначении трезвучий, построенных от ноты до.

С — мажорное трезвучие, Ст — минорное трезвучие, Сг’ — увеличенное трезвучие (пятая ступень — звук соль повышен на полтона) и уменьшенное трезвучие Спґ’ (н минорном трезвучии понижена па полтона пятая ступені,).

В примере 2 показаны обозначения септаккордов, построенных от коты до в состав которых входят I, 3, 5 и 7 ступени:

Часто в малом мажорном септаккорде повышается или понижается квинта (5-я ступень). Тогда эти аккорды обозначаются как С7** или С7’\

Если к мажорному или минорному трезвучию прибавляется секста, то их обозначают цифрой «6», В примере 3 показан состав до мажорного и до минорного секстаккордов.

В примере 4 показаны обозначения нонаккордов. Нонаккорды образуются путем добавления к септаккордам тернии или от основания аккорда — попы.

Нона может быть добавлена и к секстаккордам:

Добавление к аккордам ундецимы или терцдецимы обозначается цифрами II и 13 соответственно:

Наиболее полно эти сложные аккорды используются в таких стилях как джаз и джаз-рок. Их аппликатуры изображены ниже в виде сеток:

В разных странах буквенно-цифровая система обозначений аккордов имеет некоторые отличия. Так, вместо бемолей и диезов часто употребляют знаки — и + соответственно, вместо та]’7 пишут 7+ и т.д. В помешенной ниже таблице наряду с рекомендуемыми обозначениями аккордов приведены различные варианты записи гармонии, которые вы можете встретить в отечественных и зарубежных песенниках.

В роке часто используются трезвучия с добавлением девятой ступени, которые обозначаются как С»‘1’1’1, ОиИ9 и т.д.:

Наконец, в рок-балладах часто встречаются так называемые аккорды с задержанием. Это трезвучия, в которых терция заменена на вторую или четвертую ступень. Тогда они обозначаются соответственно: Csus- или Csus4.

Аккорды sus2

Этих сведений об аккордах достаточно для относительно продолжительного периода обучения игре на гитаре, поэтому их можно использовать как справочные данные по этому вопросу.

V. АККОРДОВЫЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ

5.1 Характерные последовательности аккордов для популярных песен

В та блицах показаны на и более ч а сто встречающиеся а ккордовые цепочки в тональностях ля минор и до мажор. Эти последовательности по 2, 3 или 4 аккорда комбинируются, согласуясь с мелодией той или иной песни, образуя ее гармонию.

Эти таблицы желательно перевести в другие тональности: Ет, От, йт, Ст, а также в О, О, А, Г соответственно.

_У. Аккордовые последовательности

5.2 Примеры типичных аккордовых последовательностей для тем, написанных в разных стилях

VI. РИТМИЧЕСКИЕ ФОРМУЛЫ ДЛЯ ИГРЫ НА ГИТАРЕ В РАЗЛИЧНЫХ СТИЛЯХ

6.1 Определение длительностей нот и пауз при различных их комбинациях

Напомним соответствие пауз и длительностей нот в виде таблицы:

Типичные комбинации чередования длительностей нот (целая, половинка и четверть) и их соответствие счету:

Букварь гитариста

6.2 Ритмические рисунки акколтанемента в размере | при комбинировании четвертей и восьмых ^) длительностей

Стрелками указано направление движения правой руки при ударе по струнам пальцами или медиатором. Эти простые ритмические формулы используются в различных стилях. Так, при акцентировании 2 и 4 долей ритма первой строки получим джазовый ритм свинг, ат например, при акцентировании последней восьмой нижней строки — танго.

Базовый ритм рока и кантри-рока можно записать так:

Стрелкой в овале ф обозначен пронос руки мимо струн в указанном направлении.

6.3 Рипшы, используемые для аккомпанемента песен в размерах | , ^ ]л ^

Удары правой рукой или медиатором.

Перебор пальцами правой руки

Значок Л — удар по струнам в направлении сверху-вниз, V — снизу-вверх.

В отдельную таблицу сведены ритмические схемы игры в различных направлениях рок-музыки.

6.4 Ритмы рока

Стрелками обозначены удары правой рукой по струнам в соответствующих направлениях. Стрелка в овале указывает на пронос руки мимо струн, х — удар по приглушенным струнам. Длинная стрелка — более сильный или акцентированный удар.


⇐ вернуться назад |