
Розетка гитары работы Страдивари Гитара работы Ф. Р. Акопова
мастер делает только так, а не иначе. А у гитары несколько десятков различных внутренних конструкций и еще больше их вариантов. Каждый мастер идет своей дорогой, и ни одну из них, в том числе и мою, нельзя считать абсолютно верной. Вот когда кто-нибудь найдет совершенную конструкцию, произойдет чудо. Гитара еще ждет своего часа.
Феликс Робертович говорит о мастерах, которые на протяжении веков совершенствовали гитару. Антонио Страдивари. Не удивляйтесь — великий скрипичный мастер делал гитары тоже. Правда, он успел сделать их всего около десяти, и эта цифра выглядит очень скромно по сравнению с полутора тысячами скрипок, альтов, виолончелей, вышедших из-под его рук. Страдивари не мог уделить гитаре столько же времени и труда, сколько он уделял смычковым инструментам. И если его скрипки и сегодня служат эталоном, то гитары далеки от тех, которые мы видим в наши дни на сцене концертного зала. Но все-таки Страдивари уже тогда считал гитару инструментом, достойным внимания большого мастера.
А нынешняя концертная гитара — во многом результат огромного труда испанского мастера Антонио Торреса, родившегося в 1817 году и работавшего почти до конца прошлого века.
Торрес определил оптимальную мензуру инструмента, то есть длину струны от порожка на головке до подставки. Она равна шестидесяти пяти сантиметрам, и сегодняшние мастера, как правило, соблюдают это расстояние.
Торрес нашел благородные пропорции гитары, красивые очертания, которые тоже служат образцом для мастеров и поныне.
Торрес много экспериментировал с различными породами дерева и уточнил зависимость тембра и силы звука от используемой в гитаре древесины.
Торрес разработал собственную конструкцию корпуса инструмента. Говоря об устройстве гитары, мы упоминали пружины, которые приклеиваются к деке с внутренней стороны. Одно из самых совершенных расположений этих пружин принадлежит Торресу.
Наконец, Торрес добился от гитары так называемой отзывчивости — легчайшее прикосновение к струне уже рождало звук. Отзывчивость — одно из важнейших качеств не только гитары, но и вообще любого струнного инструмента, потому что оно позволяет там, где надо, играть очень тихо, а кроме того, без лишних усилий извлекать звук.
Творчество Торреса показывает, что музыкальный мастер — и экспериментатор, и исследователь, и конструктор, и художник.
Великолепные инструменты строил ученик и последователь Торреса — испанец Мануэль Рамирес.
Именно к Рамиресу пришел перед своим концертом в Мадриде молодой Андрее Сеговия. У Сеговии не было тогда достаточно денег, чтобы купить гитару Рамиреса, он хотел взять инструмент напрокат. Рамирес предложил Сеговии только что законченную гитару. Сеговия сел и начал играть, чтобы опробовать ее. А начав, не мог остановиться, настолько хорош был инструмент. Этот импровизированный концерт закончился тем, что восхищенный Рамирес подарил Сеговии свою гитару. Вряд ли он предполагал тогда, что выступления Сеговии принесут мировую известность и мастерству Рамиреса. Двадцать лет Сеговия не расставался с его инструментом.