Как научить играть на гитаре стр.22

Рис. 4. Тггапао: положение у

Рис. 5. Тпапао: возврат в положение а

В заключение отметим одно очень полезное наблюдение. Если представить, что палец состоим из множества точек, сливающихся в единое целое, то при движении пальца эти «точки» перемешаются равномерно по траекториям, в целом напоминающим качающийся маятник. В данном случае это наиболее простое, а значит и легко выполняемое действие.

Ароуапао

Внедрение в исполнительскую практику ароуапсю сыграло важную роль в становлении гитары как солирующего инструмента на рубеже XIX—XX веков. Позже, в творчестве А. Сеговии, этот прием, в сочетании с ногтевым способом звукоизвлечения, способствовал продвижению гитары на большую концертную эстраду. Плотный, сильный, глубокий и певучий тон Сеговии, активно использовавшего ароуапгДо, до сих пор является одним из ярчайших образцов гитарного звучания.

Как уже указывалось, главное отличие ароуапёо от игапс1о состоит в том, что после схода со струны палец движется не внутрь ладони, а к соседней струне. На пути пальца встает уже не воображаемая, а вполне реальная преграда, тормозящая его движение, останавливающая и способствующая быстрому возврату (отскоку) в исходную позицию. Рассмотрим этот способ звукоизвлечения с помощью рисунков, выполненных аналогично предыдущим.

На рис. 6 мы видим позицию а в сравнении с игапаЪ: несколько меняется расположение пясти по отношению к струнам и, соответственно, угол наклона пальца.

Рис. 6. Ароуапао: положение а Условные обозначения:—положение а при игапао

Первый шаг (Р) и оттягивание струны ((З^ изображены на рис. 7 и 8. Здесь мы уже определенно наблюдаем главные отличительные признаки ароуапао: больший угол отклонения струны к деке, дающий плотность и глубину тона, и возможность максимально оттянуть струну в сторону соседней, что ведет к увеличению размаха колебаний, а значит и громкости звука.

Рис. 7. Ароуапао: положение р

Рис. 8. Ароуапао: положение ^

Условные обозначения:—плоскость отклонения струн

Далее палец останавливается на соседней струне (у), немного отклоняя ее в сторону (рис. 9), и затем возвращается в первоначальное положение (рис. 10). Выше было отмечено, что принципиальной разницы в движениях пальца во время ароуапаЪ и г.ггапао нет. Это хорошо прослеживается на рис. 9 и 10. Представим себе, куда бы двигался палец, если бы не было других струн, кроме первой. На рис. 9 точечной линией изображены воображаемые этапы дальнейшего продвижения: налицо очевидное сходство с рис. 4.

Рис. 9. Ароуапао: положение у

Рис. 10. Ароуапао: возврат в положение а

Для получения хорошего звука большое значение имеет движение первой фаланги, в данном случае почти совпадающее в обоих приемах (ср. рис. 4 и 9). Принципиальной является простота и равномерность перемещения всех «точек» пальца (это хорошо видно на рис. 9 и 10), что сходно, по существу, с аналогичными этапами гпапао (см. рис. 4 и 5). Сходство обнаруживается и в возвратном движении: сначала движется первая фаланга, затем происходит разгибание второго сустава (ср. рис. 5 и 10).

⇐ вернуться назад | | далее ⇒