В прошлом многие педагоги считали, что техника инструменталиста формируется только благодаря изучению упражнений, гамм и этюдов, которые всегда должны быть в центре его внимания. Чуть ли не каждый сколько-нибудь видный педагог предлагал свою систему ежедневной технической тренировки. Само овладение тем или иным игровым приемом осуществлялось чаще всего путем механического тренинга, методом многократного повторения проблемных пассажей.
Нужно отметить, что до сих пор в вопросах развития техники гитаристы нередко руководствуются чисто практическими соображениями, в основном опираясь на опыт, накопленный предшествующими поколениями музыкантов. Гитарная педагогика, не будучи в состоянии осмыслить и вскрыть закономерности, лежащие в основе игровых движений, часто шла по пути технической «дрессировки», механических упражнений, увеличения количества часов, проведенных за инструментом. Трудности в освоении определенных игровых навыков приводили, в конце концов, к преувеличению роли технической стороны исполнения. В результате возникали педагогические системы, порочные в самой своей основе: они с первых шагов обучения нарушали принцип единства художественного и технического развития музыканта.
Отвлеченность от художественных задач даже создавала известные удобства. Оторванное от музыки движение легче было подставлять в различные готовые формулы, изучение которых должно было привести, по мысли авторов учебных пособий и школ, к овладению техникой (Д. Соареш, Д. Прат, Э. Пухоль, И. Кузнецов). Часто ученику разрешалось приступить к работе над художественным материалом не раньше, чем он овладеет игрой во всех позициях и всеми элементами техники, что до сих пор можно наблюдать в методических подходах некоторых преподавателей. Например, в заключение своей «Школы» Э. Пухоль писал: «После того, как будут тщательно проработаны этюды этого курса, а также указанные педагогом, учащийся сможет подготовить репертуар из классических и современных произведений…»1
Конечно, и такой способ технической тренировки давал и дает некоторые положительные результаты, особенно при природных двигательных способностях, большом терпении и настойчивости учащегося, но он требует огромной, нерациональной затраты времени и труда.
В современной музыкальной педагогике все большее распространение получает психотехническая школа, в основе которой лежит слуховой метод, где механические упражнения уступают место сознательной работе над двигательной техникой. Главное внимание здесь уделяется раскрытию творческих способностей молодых музыкантов, формированию техники на основе ярких и содержательных художественно-образных представлений. Обнаруживая тенденцию к комплексному охвату проблемы и выдвигая в качестве идеала гармоничное воспитание исполнителя, приверженцы данного метода сохраняют постоянную нацеленность на решение высоких интерпретаторских задач, в процессе реализации которых должна совершенствоваться и исполнительская техника.
Слуховой метод имеет большие преимущества в сравнении с двигательным: он требует четкого осознания цели движения, ясного предслышания каждого звука. В противоположность абстрактному восприятию движения, он аппелирует к деятельности сознания, связанной с оценкой реальных сигналов, которые поступают в органы движения и несут в себе информацию о тех или иных качественных сторонах совершающегося двигательного процесса.