Был Таррега и блестящим композитором. Написал он не очень много, но чуть ли не каждое его произведение стало классикой. А к знаменитейшим его сочинениям «Воспоминание об Альгамбре», «Грезы», «Вариации на тему хоты» мы еще вернемся, когда будем говорить подробнее о возможностях гитары.
Неоценим вклад Тарреги и в гитарную педагогику. Среди его учеников было немало известных исполнителей. Один из них, Эмилио Пухоль, сам стал впоследствии крупнейшим педагогом гитары, профессором консерваторий в Парселоне и Лиссабоне, автором книги о своем учителе и, самое главное, автором серьезнейшей школы игры на шестиструнной гитаре, которая была построена на принципах техники Тарреги.
Дело, начатое Франсиско Таррегой, блистательно продолжил другой испанский гитарист — Андрее Сеговия.
Фернандо Сор
ак называют его друзья, и мы, познакомившись с жизнью Сеговии, сможем убедиться, насколько верно это определение.
Сеговия сказал однажды: «Музыка похожа на океан, а музыкальные инструменты подобны островам, разбросанным в океане. Мой остров — гитара». Андрее Сеговия не оставил на своем острове ни одного невозделанного клочка земли. Еще в молодости ему удалось убедить мир, что «остров гитары» так же прекрасен и величествен, как «острова скрипки, виолончели, фортепиано».
Андрее Сеговия родился в 1893 году в маленьком испанском городке Линаресе. В раннем детстве родители отдали его на воспитание в бездетную семью дяди. Дядя, любивший музыку, захотел учить Андреса игре на скрипке. Был приглашен преподаватель, куплен инструмент. Однако взаимоотношения Андреса со скрипкой закончились почти сразу: педагог оказался недобрым человеком, и дядя решительно отказался от его услуг.
А вскоре в доме дяди остановился на полтора месяца странствующий гитарист. Талантливому шестилетнему мальчику вполне хватило столь короткого времени, чтобы освоить незнакомый инструмент. Дальше он учился сам, слушая народных гитаристов и перенимая их приемы игры. И музыкальную грамоту, и историю музыки, и ее теорию он тоже изучал сам.
Дядя не смог предугадать великого будущего своего племянника. Он не только прохладно относился к его увлечению, но иногда прямо препятствовал занятиям: сказывались последствия общественного мнения времен упадка гитары. Можно радушно пригласить в дом странствующего гитариста, можно с удовольствием слушать его, но чтобы собственный племянник всерьез занимался гитарой — это казалось немыслимым. Так что Андресу приходилось заниматься у соседей. А гитару купил и подарил ему один из друзей.
Когда Андресу исполнилось шестнадцать лет, ему помогли организовать выступление в одном из небольших залов Гранады.
Андрее Сеговия был далеко не первым, кто давал публичный гитарный концерт. Но дороги гитары пролегали в то время в стороне от путей скрипки, виолончели, фортепиано. Этим инструментам охотно предоставлялись любые концертные залы, а гитара чаще всего довольствовалась маленькими скромными помещениями и второстепенными ролями. Гитаристы мирились с этим, и, казалось, никто не сможет нарушить существующее положение.