В табулатуре невозможно точно указать длительность нот и аккордов, это предоставляется на усмотрение исполнителя. Когда вы играете аккорды по вокальной партии из песенника, вы точно так же сами выбираете тот ритм, который, по вашему мнению, лучше всего подходит для сопровождения этой песни. Иногда в современных табулатурах длительность нот показывают с помощью штилей, но это встречается редко.
Перед тем как начать учить пссшо «Клен ты мой опавший», сыграйте по табулатуре аккорд Ет и поупражняйтесь в движениях пальцев правой руки. Начните с защипывания баса большим пальцем — с этим вы уже неплохо освоились, — а затем защипывайте указанные струны в нужном порядке правильными пальцами. Когда вы сыграете это несколько раз, познакомьтесь с песней «Клен ты мой опавший» и сыграйте ее сначала простым ударом большим пальцем правой руки по всем струнам аккорда. После того как вы изучите аккорды, следуйте указаниям по защипыванию струи пальцами, которые даны под нотной строкой. Пусть вас не смущает, что иногда будет сложно сменять аккорды. Скоро вам это покажется очень простым. Поверьте мне!
Клен ты мой опавший
Сл. С Есенина Медленно
Урок 7
Новые песни и новые способы игры
После того как вы сыграли «Клеи ты мой опавший» в тональности Ет, попробуйте сыграть его в тональности Аш. Буква А в последовательном ряду буквенных обозначений нот (см. с. 50) находится на четвертой позиции от буквы Е (вспомните, что после в опять повторяется А): Е, Б, в, А. Поэтому каждый аккорд нужно заменить таким же аккордом, поменяв его букву на букву па четвертой позиции от исходной: Ет = Лт, Н7 = Е7 (Н,С,В,Е), Ат = От (А, Н, С, В), Т>1 = 07, Є = С Играя в новой тональности, использулйте обычный удар большим пальцем по всем струнам аккорда. Те указания по защипыванию струи, которые даны в табулатуре, относятся только к тональности Ет и не могут быть использованы в других тональностях.
Поменяв описанным выше способом аккорды, вы по существу транспонировали песню в другую тональность. Если вы пользуетесь капо3 то можно было бы вообще не менять те позиции пальцев, которые вы выучили для тональности Ет, капо изменило бы высоту аккордов автоматически. Чтобы сыграть песню в тональности Атт капо нужно было бы поставить на пятый лад:
Точно таким же образом с помощью капо эту песню можно сыграть в любой тональности: Біті (капо на первом ладу), Р|т (капо на втором ладу), От (капо па третьем ладу) и т. д. Так как в большинстве песен используются все те же пять-шесть основных аккордов, игра с капо может показаться очень удобной. Однако я все же рекомендую вам потратить время на то, чтобы выучить основы нотной грамоты и освоить соотношения аккордов между собой (см. Приложение). Это сделает ваше исполнение куда более разнообразным, и вы сможете играть значительно больше красивых и необычных гармоний.
Игра большим и указательным пальцами правой руки
Существует много разных вариантов игры большим и указательным пальцами правой руки. Один из самых распространенных — защипывание на сильную долю такта сразу двух струн одновременно большим и указательным пальцами, и затем игра по струнам этими двумя пальцами поочередно. Возьмите, например, левой рукой такой аккорд С: