Вокальная техника и её парадоксы» стр.31

Возможности непосредственного произвольного управления фонационным процессом у певца не беспредельны. Он не может изменить конструктивное (анатомическое) устройство своего инструмента и особенности работы своей нервной системы, его воле не подвластны автоматизм физиологического механизма голосообразования и управление обратной слуховой связью. Тем более он не в состоянии произвольно регулировать частоту колебаний голосовых складок и изменять акустический спектр своего голоса путём волевого добавления или исключения из него колебаний той или иной частоты. Произвольная коррекция техники пения в физическом плане для певца ограничена преимущественно контролем и коррекцией функционального состояния своего инструмента и условий его работы, что собственно и происходит, когда он по своей воле или непроизвольно меняет степень открытия рта или горла, натяжения мягкого или твёрдого нёба, силы дыхания, пытается активизировать или ослабить работу диафрагмы, мышц живота и т.д. Поэтому в вокальной технике мастеров нас должно интересовать их умение создавать внутренние условия, обеспечивающие профессиональное качество звучания их голосов, а при разговоре о «постановке голоса» мы должны основываться на понимании, что речь идёт об обучении начинающего певца практическим навыкам создания определённых внутренних условий работы певческого инструмента, при которых он сможет в максимальной степени проявить свои певческие фонационные возможности. Вполне естественно, что и в том, и в другом случае в поле нашего внимания не могут не оказаться внутренние певческие ощущения.

Энергетическая природа внутренних певческих ощущений

Мы постоянно недооцениваем тот факт, что опыт есть телесный феномен. Человек ощущает только то, что происходит в его теле.

Александр Лоуэн

Здесь мы вступаем в одну из самых таинственных областей вокальной теории. Речь пойдет о субъективных певческих ощущениях, которые так хорошо знакомы профессионалам и совершенно недоступны для восприятия стороннего наблюдателя. Мы будем говорить о тех достаточно отчётливо фиксируемых сознанием и вместе с тем трудно поддающихся описанию ощущениях, которые возникают у певца во время пения и которые, будучи названными в начале XX века И. М. Сеченовым «тёмными», продолжают оставаться таковыми спустя многие десятилетия.

Среди певцов-практиков, не занимавшихся педагогической деятельностью, и сейчас широко распространено убеждение, что внутренние ощущения у каждого певца свои, а их субъективность, изменчивость, непостоянство и неуловимость якобы исключают возможность их использования в качестве надёжного ориентира при обучении вокальной технике. «Большинство певцов, или, точнее, все певцы, — говорил Э. Карузо, — бессознательно или по привычке делают известные вещи и притом так незаметно, что они и сами не смогли бы ничего сказать о том, как и почему они это делают… Они потому вошли в привычку певца, что приноровлены к его личности. Он узнаёт это не через теорию или расчёты, а через многократно повторяемые опыты. Но это знание, пожалуй, только ему и полезно; другой сможет получить столь же красивый звук, но совсем другим способом» [ 126,138].

⇐ вернуться назад | | далее ⇒