К сегодняшнему дню Ларс и Джеймс прошли долгий путь в признании равенства музыкальных способностей своих коллег по группе, которые, в сущности, являлись главными инструменталистами. Как бы то ни было, Клифф и Кирк питали искренние чувства к запутанной теории музыки, к чему остальные были равнодушны. Как вспоминает Кирк сегодня: “Я предпочитал европейский метал, использовал различные музыкальные гаммы. Фригийская музыка увлекала Клиффа. Он часто видел, как я всё время играю на гитаре, пытаясь выучить гитарные трюки и стараясь уловить обрывки информации там и тут. Мы говорили о теории и о том, как её использовать: всего лишь пара случайных разговоров, не более. Он обожал теорию и любил классику. Он был большим поклонником Баха. Клифф рассказывал, что вступление к ‘Damage, Inc.’ он на самом деле создал на основе опуса Баха под названием “Come Sweet Death”68, “а может что и другое, что можно назвать в некоторой степени иронией в рамках того, что потом с ним случилось”.
Кирк вспоминает, что иногда группе приходилось несколько притормаживать Клиффа. Смеясь, он рассказывает: “Иногда это было примерно так: ‘Знаешь, Клифф, тебе нужно играть эту часть, именно эту часть в унисон, не как фрагмент твоего соло’. Были моменты, когда он переигрывал, но, знаете, этого следует ожидать от каждого великого музыканта. Все великие немного переигрывают”.
Миллионы фанатов и по сей день хотели бы увидеть, как Клифф записывает партии бас-гитары на “Master Of Puppets”, священные партии, которыми они стали годы спустя. Единственный способ проникнуть в атмосферу записи сессий альбома, в отсутствие Клиффа, может быть выражен словами со-продюсера Флемминга Расмуссена, у которого остались безупречные воспоминания о записи этого альбома.
Флемминг подтверждает мнение о том, что Metallica в сущности, состояла из двух группировок. “Было два шумных и два спокойных парня. Ларс и Джеймс держались вместе, потому что вместе записывали всю музыку, за исключением песен Клиффа, которые он записывал сам”. Однако, он подчеркивает, что влияние Клиффа на группу было очевидно, несмотря на его натуру экстраверта. “Клифф был великолепен, он позволил мне руководить всем процессом” — объясняет Флемминг. “И, в свою очередь, я уважал всё, что делал он. Металлика никогда не появлялись в студии без приготовленных заранее песен и аранжировок. У них были отличные демоверсии всех ими написанных песен. Всё уже было написано, и по большей части, имело аранжировки. Местами мы что-то меняли, конечно, но в студию они всегда приходили действительно хорошо подготовившись”.
Флемминг раскрывает уникальный метод работы, исходя из которого, многое проясняется о звуке группы в середине их карьеры. Для того, чтобы использовать все силы группы — машиноподобную руку Джеймса и талант Клиффа в превосходных импровизациях, он решил записать басовые партии после записи остальных инструментов, отдельно от вокала и гитарных соло.
Обычно продюсеры записывают ударные, бас, гитару, затем вокал и соло, именно в этом порядке. Но порядок, когда бас пишется последним, подразумевал, что Клифф может достичь точности, которая ему требовалась для игры в унисон риффам Джеймса, то есть он мог играть под уже законченные партии ритм-гитары.