Полифония (от греч. polys — многий, многочисленный и phone — звук, голос) —многоголосный склад, основанный на единстве одновременно развивающихся самостоятельных голосов-линий. Если последние равноправны и совпадают по интонационно-тематическому содержанию (различия лишь в о времени вступления голосов), то перед нами так называемая имитационная полифония, ярчайшим образцом которой является фуга (буквально: бег) — высшая форма полифонической музыки:
В фуге многократно проводится одна и та же тема во всех голосах. Имитационные проведения темы перемежаются интермедиями (от лат. шегте-ёшв — находящийся посреди), в которых тема не проходит. Они обычно строятся в виде секвенций. Фуги пишутся на 2 — 6 и более голосов. Встречаются фуги на две, реже три темы. Великолепные образцы фуг — у И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, В. Моцарта, Л. Бетховена, Д. Шостаковича.
Если равноправные голоса различаются по интонационному содержанию, то такой вид полифонии получил название контрастной:
Но часто бывает так: голоса самостоятельны, но не равноправны. Один — выполняет функцию главного, основного; другие сопровождают его:
Таким образом, склад и фактура тесно связаны друг с другом, но, разумеется, не тождественны. Склад — логическое начало (то есть абстрагированное), а фактура — конкретное (то есть материальное) выражение склада. Фактуру мы слышим, то есть воспринимаем чувственно, а склад выводим логически. Нельзя смешивать и взаимоподменять эти понятия.
Среди перечисленных основных складов часто встречаются смешанные, что естественно ведет и к смешанному типу фактуры.
Хорошая ориентация в музыкальных складах, понимание мельчайших изменений в фактуре в неразрывной связи с формой и содержанием произведения чрезвычайно важны для каждого истинного музыканта. Формальная регистрация элементов фактуры пусть даже самая грамотная ничего не дает для постижения художественного смысла того или иного произведения. При всей важности они (элементы) являются все же сопутствующим подлинному музыкальному анализу материалом. В анализе стержнем, безусловно, служит специфическая музыкальная идея. Нередко она символична, а иногда несет в себе разгадку конструкции целого. Она может обнаруживаться в рамках творчества одного или нескольких композиторов разных эпох и времен. У В. Моцарта, например, помимо обильно встречающихся половинных и заключительных кадансов, как бы нейтрализующих его индивидуальный стиль (ведь то же самое можно встретить и у И. Гайдна, и у Л. Бетховена), почти во всех минорных произведениях обязательно звучит следующий каданс с драматическим оттенком. Для него характерен параллелизм чистых квинт на расстоянии полутона. Их даже так и назвали в теории музыки (гармонии) — «моцартовские». По этому кадансу можно безошибочно определить стиль Моцарта:
Конечно, он встречается и в творчестве Ф. Шопена, но в иной фактуре, а следовательно — в ином стиле. В музыке Л. Бетховена, Ф. Шопена нет той экономии средств, какая присуща Моцарту с его минимумом их! Так, к примеру, трехголосие в его произведениях, можно сказать, норма для самых насыщенных в фоническом отношении аккордов. У Л. Бетховена и Ф. Шопена фактура произведения более насыщенна (например, дублированием голосов).