Занимательная теория музыки стр.13

Еще один интересный эксперимент. Беззвучно зажмите левой рукой несколько белых клавиш в большой октаве и сыграйте, не отпуская их, правой какую-либо мелодию. Сразу же послышится гул. Поясняем, если звуки мелодии совпадают с обертонами (хотя бы частично) зажатых клавиш, гул напоминает обертоновую шкал>, если нет — шум, гул.

Родственные этому эксперименту примеры можно найти в фортепианной музыке, в частности в тех произведениях, где длительно используется правая педаль. В данном случае она заменяет беззвучно нажатые клавиши. Некоторые начинающие обучение ребята думают, что правая педаль для громкости, а левая — для «тихости». На самом деле обе педали тесно связаны с разнообразнейшими качествами извлекаемых звуков.

Уникальные по красоте примеры на применение длительной педали находим в знаменитом речитативе первой части Семнадцатой фортепианной сонаты JI. Бетховена («гул под сводами пещеры»):

В самом конце пьесы «Паганини» из «Карнавала» Р. Шумана.

Любознательным предлагаем самим посмотреть (попробовать сыграть или послушать в чьем-то исполнении) шопеновские ноктюрны Fis-dur и Des-dur.

Правильное использование резонанса имеет большое значение в разных областях музыкальной культуры: в архитектуре концертных залов, театров, в устройстве радиостудий, музыкальных инструментов, размещений их в оркестре, а хористов — в хоре.

Как видите, знакомство с одним только качеством звука — тембром — поставило перед нами сложные проблемы. Понимание акустических законов музыкального звука играет определяющую роль ив исполнительстве и в творчестве.

Говорят, «плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Что касается нас, авторов этой книги, то мы не мечтаем, что все наши читатели немедленно возьмутся за решение проблемы творчества и исполнительства. Нет, конечно! Да это и не нужно… По своему возрасту и знаниям вы еще не готовы для решения таких проблем, но знать, что они существуют,— это никому и ничему не помешает.

Итак, кто не хочет стать генералом, может не читать дальше то, что напечатано петитом. Наши задания не являются обязательными; каждый выбирает то, что ему по силам, что больше интересует… Конечно, не запрещается выполнить все.

Возьмите нотный пример, написанный вами с заголовком: натуральный звукоряд.

1.    Присмотритесь к написанному до цифры 9 и сделайте вывод: в каком соотношении находятся ноты и цифры сначала под номерами I, 2, 4, 8, потом — 3, О. Обнаружили, что… Не будем подсказывать, что именно. Вы сами это хорошо видите.

2.    Берите карандаш и дописывайте цифры до 16 (помните, мы просили вас оставить много пустого места после цифры 9). Дописали? И еще оставьте пустое место.

3.    Можете ли вы вновь написанным цифрам дать соответствующие им ноты? Можете, но не всем. А каким? Подскажем не мы, а ноты с цифрами: I, 2, 4, 8 и 3, 6. Еще три подсказчика есть: 5, 7. 9.

4.    Сколько цифр осталось без нот? Тут мы вам подскажем: три. (Подсказка нужна для проверки правильности ваших предыдущих действий.) Одной из этих трех цифр очень легко дать ноту, так как она находится в промежутке между двумя известными. Следовательно, остаются две цифры и на каждую приходится по две ноты. Какую же выбрать?

⇐ вернуться назад | | далее ⇒