Занимательная теория музыки стр.14

5.    Чтобы решить этот вопрос, следует еще дописать цифры до 22. Пользуясь приемом, описанным на первом этапе, находим ноты для четных цифр. Каждая пара четных (пар всего три) имеет в промежутке одну нечетную цифру и одну ноту. Значит, выбора нет, и нечетные 17, 14 21 получили свои ноты. Если вы все правильно сделали, то, наверное, заметите, что, начиная с 14 обертона, шкала движется по полутонам.

6.    Теперь возьмите цифру 22, уже обнаружившую свою ноту, поделите пополам, а ее нот\ перенесите на октаву вниз, и она как раз придется на одну из двух, о которых мы спрашивали на четвертом этапе «какую же выбрат ь?».

Тот молодец, кто добрался до того, что у него все цифры получили ноты, кроме 13! На то он и 13! Не огорчайтесь, ученые-акустики тоже сомневаются в том, какой же нотой его наградить? (Как, впрочем, сомневаются и еще в двух.) В иных учебниках эти сомнительные обертоны отмечены знаком… только не качества, а сомнения • .

*

А самый-самый любознательный сверхмолодец может продлить это занятие и расшифровать личность 13, если будет пользоваться воображаемыми четверть-тонами. Воображаемыми, потому что их нет ни на клавиатуре рояля, ни в нотном письме. Но это уже сверхзадание…

Стоп! А почему на клавиатуре рояля нет четвертьтонов? Ведь по логике после 22 обертона далее они должны быть. Почему ими пренебрегли? Что это, случайность или закономерность? А может быть, для европейского уха вовсе не так важны (а следовательно, не нужны) эти четвертьтоны (да и третьтоны — ведь есть же и такие!), как, скажем, для восточного? Индийская para, строящаяся на внимательном вслушивании в мириады оттенков и градаций всего одного звука, действует как колдовство. Она буквально завораживает, как бы заставляет человека, если так можно выразиться, превратиться в слух. Ведь и йоги воспитание слуха начинают с внимательного длительного вслушивания в звуки, воспроизводимые собственным голосом в рамках его диапазона. Есть сведения, например, об излечении ими зубной боли путем длительного пения (приблизительно десять — пятнадцать минут) самого низкого звука собственного диапазона.

Как видим, это совсем иное созерцание звука, чем в европейской музыке с присущей ей архитектонической оформленностью, строго регламентированной звуковой пропорциональностью и симметрией. Поэтому мы нигде на рояле не найдем третьтонов и четвертьтонов.

Европейские музыканты «пренебрегли» точностью звучания сомнительных обертонов, внесли поправку в природу акустических явлений, приспособили их к природе собственного звукосозерцания, создали свою самодостаточную систему. Так, в живописи, например, в жанре портрета — не тот портрет ценен для нас, который показывает тщательно выписанные все морщинки кожи, а тот, что показывает духовную сущность натуры.

Итак, что нужно усвоить после прочтения главы «О звуке»? Естественные качества звуков, существующие в природе, послужили как бы строительным материалом для преобразования природы в чудеснейшее искусство — МУЗЫКУ.

Много-много тысячелетий назад (а есть предположение, что несколько миллионов) человек начал это грандиозное преобразование, и длится оно по сей день.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒