Занимательная теория музыки стр.84

Мажор не остался в долгу и любезно согласился перенять некоторые черты минора. Помните, в главе о гаммах мы предложили вам самостоятельно составить таблицу энгармонических интервалов, свойственных гармоническому минору и попавших в гармонический мажор? Вот теперь она нам пригодилась. VI ступень мажора «обострила тяготение* посредством хроматического полутона, прижавшись к V ступени и освободив место для увеличенной секунды, как это имеет место в гармоническом миноре.

Увеличенная секунда потянула за собой уменьшенную септиму, и обе они сели на те же места, что и в миноре. Подобно минору на IV ступени гармонического мажора возникло минорное трезвучие, а на II ступени — уменьшенное. И только увеличенное трезвучие возвышается на центральной ступени черной клавиатуры, являясь своим точным отражением, если заменить ля-бемоль на соль-диез. Этот энгармонизм наделил увеличенное трезвучие особенностями, которых не имеет никакое другое, а именно: оно энгармонически равно своим же обращениям. Понятно почему: ув. 5 = м. 6, а ум. 4=6. 3:

Кроме того, существенно, что энгармонизм ля-бемоль—соль-диез повлиял на изменение взаимоотражаемых аккордов.

Поскольку черная клавиатура имеет всего пять клавиш-звуков-нот, в ней обнаруживается только одна пара взаимоотражаемых трезвучий: фа-диез—ля-диез- -до-диез и ре-диез—фа-диез—ля-диез. Она точь-в-точь копирует белоклавишную пару до—ми—соль и ля—до—ми. Кто из ребят внимательно читал «Главу без названия», тот уже, наверное, сообразил, что указанные две пары трезвучий на черных и белых клавишах представляют собой не что иное, как уникальный образец зеркально-осевой симметрии.

Уникальными эти две пары являются еще и в другом смысле. Вы привыкли, спускаясь на м. 3 вниз от I ступени мажора, находить параллельный минор на VI. Это верно. И только данные две пары трезвучий-ладотональностей (С — а и Fis — dis) совмещают в себе каждая в отдельности параллелизм и зеркальность. Другие мажорные трезвучия в зеркальном отражении будут давать обязательно другие непараллельные минорные и наоборот; например, трезвучие ре—фа-диез —ля в отражении даст соль—си-бемоль—ре и наоборот. а ми-бемоль—соль—си-бемоль — фа-диез—ля—до-диез и так далее. Происходит это явление все по той же причине взаимоотражаемости звуков. При этом сам данный звук и его отражение строго определены, то есть ре в отражении даст только ре, фа — только си, фа-диез — си-бемоль и наоборот. И так всегда и во всем — будь то гаммы, трезвучия, септаккорды… Вот почему желательно принять как аксиому взаимоотражаемость всех звуков. Если вы этим хорошенько овладеете, потренируйтесь в отражениях любых интервалов и трезвучий от белых и черных клавиш. Это будет для вас прекрасной гимнастикой ума! Позднее, играя и анализируя классическую музыку, вы поймете, какое важное значение в создании целостной композиции приобретают зеркальные параллельность и непарал-лельность трезвучий-ладотональностей.

Из всего вышеизложенного вы сообразили, что различных по звучанию, а следовательно и по построению, трезвучий существует всего четыре в музыкальной системе: два консонирующих — мажорное и минорное и два диссонирующих — уменьшенное и увеличенное.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒