Занимательная теория музыки стр.83

Рекомендуем всем потренироваться в подбирании аккордов, пока трезвучий с обращениями, а в дальнейшем и всех септаккордов с обращениями в разных ладотональностях с обязательным называнием их. Элементарным образцом может служить вышеприведенный пример.

В учебнике гармонии Н. Римского-Корсакова дана следующая любопытная схема трезвучий белой клавиатуры для пояснения ближайшего родства тональностей по отношению к С — а.

О взаимоотражаемости этих трезвучий между собой ничего не сказано. Поэтому вопрос о том, сознавал ли Римский-Корсаков здесь действие закона симметрии или нет, остается загадкой. Во всяком случае, в ту пору вопрос о симметрии в теории музыки, как известно, не получил широкого распространения.

Поскольку в предыдущих главах мы вели речь о взаимоотражаемых звуках, ладотональностях, интервалах, следовательно, и аккорды могут быть взаимоотра-жаемыми. Из опыта нахождения взаимоотражаемых звуков и интервалов обнаруживаем, что мажорные трезвучия главных ступеней С и Fis имеют своим отражением минорные трезвучия тех же ступеней а и dis. Минорные трезвучия II, 111, VI ступеней С и Fis имеют своим отражением мажорные трезвучия VII, VI, III ступеней а и dis. В этом зеркальном отражении мажора в миноре и наоборот воплотился закон зрительной и слуховой симметрии белой и черной клавиатур в их комбинационном взаимодействии (поскольку на черной клавиатуре возможно построить лишь два трезвучия, остальные, разумеется, будут включать два звука белой клавиатуры — фа или же энгармонически равный ему ми-диез и си, то есть образующие тритон). И только уменьшенное трезвучие (VII ступень мажора, II — минора) в обоих случаях горделиво отражает само себя и никакое другое. В данной ниже схеме показаны взаимоотражаемые трезвучия белой и черной клавиатур.

Всем понятно, что пример 68 представляет собой схему Н. Римского-Корсакова, но иначе изложенную и по другому поводу.

Нетрудно заметить, что, кроме зеркальных трезвучий, здесь есть зеркальность отдельных звуков и некоторых интервалов. Найдите, каких и где?

Теперь нам необходимо рассмотреть, какие изменения внесет в аккордику повышение VII ступени (гармонический минор) и понижение VI (гармонический мажор). Поскольку каждая ступень лада входит в трезвучие в качестве основного, терцового и квинтового тонов, следовательно, три трезвучия натуральных ладов получат следующие изменения: в миноре — VII, V, III ступени, а в мажоре— VI, IV, II ступени.

От повышения VII ступени лада ее мажорное трезвучие превратилось в уменьшенное, минорное на V ступени — в мажорное, а мажорное на III ступени приобрело необычно-странное звучание, так что долгое время его и вовсе не употребляли. Повышение квинтового тона в мажорном трезвучии создало увеличенную квинту, которая и дала название новому виду трезвучия — увеличенное. Его зачислили в диссонансы.

Что побудило повысить VII ступень в минорной гамме? Очевидно, стремление дать ей большую притяженность к тонике, как говорят, «обострить тяготение». В таком виде минор прибрел некоторые черты мажора, получивши мажорную доминанту и уменьшенное трезвучие на VII ступени.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒