Занимательная теория музыки стр.82

Из своей еще короткой биографии вы знаете, что ошибки ведут к неприятностям, например снижению оценки. Хотя «на ошибках учатся», но все же раз совершенная она манит к повторению. Так уж лучше сделать профилактику.

Естественно, что на главных ступенях натурального мажора находятся мажорные трезвучия, а на главных ступенях натурального минора — минорные:

На побочных ступенях мажора — II, III, VI — расположены минорные трезвучия; на VII ступени, где находится ум. 5 (знаменитый «дьявол»!) и трезвучие, естественно, с уменьшенной квинтой, состоящее из двух взаи-моотражаемых терций.

Его так и прозвали уменьшенное.

В те далекие от нас времена, когда тритон нарекли «дьяволом», оно вовсе не применялось, а когда стали применять, то в дьявола, тем более в музыке, уже перестали верить, а за компанию — ив Бога. Поэтому такой грозной клички оно не получило.

Побочные ступени натурального минора —III, VI, VII — дают мажорные трезвучия, II ступень — уменьшенное трезвучие.

Поскольку в главе «Лад, тональность, гамма» уже выяснилось, что параллельные мажор и минор имеют одинаковый звуковой состав, но с разной нумерацией ступеней, предлагаем для наглядности схему.

Следовательно, натуральные лады мажора и минора имеют одинаковый комплект трезвучий: три мажорных, три минорных, одно уменьшенное. Но ступени, разумеется, не совпадают.

Подобно обозначению интервалов цифрами, трезвучия также можно цифровать: 5.», то есть терция между нижним и средним звуками, квинта —

между крайними. Трезвучие можно также называть квинтаккордом, но этот термин почему-то редко применяется в теории музыки.

Аккорды, как и интервалы, имеют обращения. Трезвучие имеет два обращения. Первое возникает от переноса основного тона на октаву вверх; поскольку между крайними звуками образуется интервал сексты (в мажоре малой, миноре — большой), а нижний и средний дают терцию (соответственно малую и большую), первое обращение трезвучия получило название терцсекстак-корда (6>), а сокращенно — секстаккорд (Те, Не, 1ПЬ, Об и так далее). Помещенные впереди буква или цифра показывают, от трезвучия какой именно ступени произведен данный секстаккорд.

Второе обращение, возникающее от переноса нижнего звука секстаккорда на октаву вверх, называется — квартсекстаккордом (64); пишут также с приставкой впереди буквы или цифры.

Следует предостеречь от возможных иногда ошибок и недоразумений: при переносе основного и терцового тонов в другую октаву они не меняют своих названий и функций. Очутившись в положении нижнего звука, терцовый и квинтовый тоны не превращаются в основные, как полагают некоторые учащиеся:

Это недоразумение тянет за собой ошибку в определении,— какой ступени принадлежит т о или другое обращение трезвучия. Сыграйте следующий маленький пример и назовите аккорды:

Невнимательные ученики первый аккорд определяют как VIIr„ третий — как 164, пятый — как Шв, шестой — как II6i. Конечно, получается глупость. Как будто люди не понимают смысла слов-предлогов «на» и «от»… Первый аккорд действительно на VII ступени гаммы С, а является он первым обращением о т трезвучия V ступени; обозначается: V* или D„.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒