Занимательная теория музыки стр.81

.4. С. Пушкин

Аккорд {франц. accord) — буквально — согласие.

Можете ли вы представить себе пьесу, созданную из одного арпеджирован-ного мажорного трезвучия? А вот Р. Вагнер создал. Слышали ли вы вступление к его опере «Золото Рейна»? Мы не знаем, случайно или, исходя из каких-то соображений, он выбрал звук ми-бемоль. Если кто-то загорелся желанием поскорее узнать эту музыку и кинулся на розыски клавира, не спешите: в переложении на фортепиано эта превосходнейшая интродукция, конечно, не впечатляет. На одном трезвучии без других вспомогательных средств далеко не уплывешь ни по Рейну, ни по Днепру. Р. Вагнер привлекает для создания образа могучей реки оркестровые краски, динамику, регистры.

Уже давно все убеждены в явном существовании мажорного трезвучия в природе музыкального звука. Оно, так сказать, плавает на поверхности оберто-нового звукоряда; без особого труда извлекается из пионерских горнов, слышится в зычных гудках, сиренах и прочее. О минорном трезвучии мы достаточно говорили в главе «Лад, тональность, гамма». И в этой главе на основе взаимоотра-жаемости отдельных звуков и интервалов будет показана взаимоотражаемость мажорного и минорного трезвучий, септаккордов и так далее.

Мы беседуем о трезвучиях, дали название главе «Аккорды», а еще не объяснили, что это такое в музыкальном смысле.

Аккордом в классическом понимании обычно называют созвучие, состоящее из трех звуков и более, расположенных обязательно по терциям.

Однако музыкальная практика уже классического периода давала образцы аккордики куда более сложные, чем трезвучия, септаккорды и другие созвучия, расположенные по терциям. В XX веке понимание аккорда, принципов его строения, а также устойчивости или неустойчивости резко изменилось. Сейчас, по сути, возможен любой аккорд любой структуры как сам по себе, так и в последовательности, что определяется прежде всего самой музыкальной системой и интервальными соотношениями созвучий между собой (кварто-квинтовое, терцово-секстовое и секундовое). В последнем случае аккордом следует называть созвучие, состоящее минимум из трех голосов, которые могут сочетаться между собой по следующим четырем принципам (в отдельности или совокупности):

—    терцово-секстовый (или классический);

—    кварто-квинтовый;

—    секундовый;

—    смешанный;

В нашу задачу входит изучение только классической аккордики. С нее мы и начнем. Сразу будем изучать аккорды на ступенях гамм С — а (натуральных и гармонических).

Необходимо закрепить некоторые общепринятые термины, касающиеся строения аккордов, в данном случае — трезвучий. Нижний тон называется основным, сокращенно — примой, средний — терцовым, сокращенно — терцией, верхний — квинтовым, сокращенно — квинтой. Примечайте, что термины — прима, терция, квинта применяются теперь не только в значении интервала, но и отдельных тонов аккорда. Путаницы это не внесет, каждый раз по тексту ясно, о чем идет речь.

Мажорное трезвучие характеризуется интервалом большой терции от основного до терцового тонов, минорное — малой. Крайние тоны обоих трезвучий образуют чистую квинту. Хотя мы будем заниматься построением трезвучий в С — а, потренируйтесь в быстром нахождении трезвучий от любой из двенадцати клавиш. Предупреждаем, большой процент учащихся делает ошибки в случаях, когда требуются дубль знаки. Два случая мы вам покажем, а остальные — найдите сами. Например, в мажорном трезвучии от ми-диез ученики, склонные к ошибкам, совершают их по-разному: одни говорят и пишут ми-диез—соль-диез—до, другие — ми-диез—ля—до (или вместо до — си-диез). Второй случай: минорное трезвучие от звука соль-бемоль называют — соль-бемоль—си-бемоль—ре-бемоль (или соль-бе-моль—ля—ре-бемоль).

⇐ вернуться назад | | далее ⇒