Занимательная теория музыки стр.85

Прибавляя сверху еще одну терцию (малую или большую), получаем новое созвучие, которое назвали септаккордом. Названия первых трех iûhob в нем такие же, как и в трезвучии, то есть основной, терцовый и квинтовый. Верхний тон получил название септимы по интервалу, образованному основанием и вершиной. В диатоническом звукоряде насчитывают четыре различных по звучанию септаккорда. В белоклавишной диатонике два мажорных трезвучия от звуков до и фа дают с прибавлением терции одинаковые септаккорды с большой септимой по краям и мажорным трезвучием у основания: до—ми— соль—си и фа—ля—до—ми. Они так и называются большие мажорные септаккорды. Попутно обращаем ваше внимание, что указанные два септаккорда на белых клавишах зеркально отражают друг друга.

Три минорных трезвучия с прибавлением терции, дающей малую септиму к основанию, образуют малые минорные септаккорды. Из них два септаккорда — ре— фа—ля—до и ми—соль—си—ре — взаимоотразятся, а третий — ля—до—ми—соль — отразит сам себя.

Мажорное трезвучие от звука соль с прибавлением терции образует малый мажорный септаккорд. Если он в ладу на V ступени мажора или гармонического минора, то его обычно называют доминантсептаккор-д о м, сокращенно обозначаемым О?.

Если больших мажорных септаккордов в белоклавишной диатонике всего два, а малых минорных — три, то малый мажорный септаккорд является — единственным. Таким же единственным по звучанию будет его отражение — малый с уменьшенным трезвучием септаккорд, образующийся на VII ступени С. По названию VII ступени (вводный тон) и септаккорд назван вводным. Он содержит малую септиму по краям и уменьшенное трезвучие у основания. В учебной практике его также называют полуумень-ш е н н ы м.

Итак, в диатонике существует четыре разных по звучанию септаккорда. Аналогично отражению трезвучий септаккорды также имеют свои отражения в белоклавишной диатонике. Если брать взаимоотражаемые трезвучия С — а (см. пример 68), то на их основе можно найти взаимоотражаемые септаккорды. Для этого требуется к ряду трезвучий С прибавлять терцию сверху, а к ряду а — снизу (в примере они затушеваны):

В гармонических ладах появляется еще три разновидности септаккордов. Введение ля-бемоль—соль-диез превратило большие мажорные септаккорды в большой с увеличенным трезвучием и большой минорный, которые стали также взаимоотражаемыми. Полууменьшенный превратился в уменьшенный (с уменьшенной септимой и одинаковыми малыми терциями), став таким образом уникальным в звучании и отражающим только себя септаккордом наподобие малого минорного ля—до—ми—соль:

Уже давно известно, что, при равенстве звучания, ля-бемоль является принадлежностью орфографии гармонического С, а соль-диез — гармонического а. По этому случаю проявите самостоятельность и активность: возьмите пример 71, перепишите (затушевывать верхние и нижние ноты не нужно) и проставьте в мажорном ряду бемоли во всех аккордах, содержащих ля, а в минорном — диезы во всех аккордах, содержащих соль. Затушуйте проставленные бемоли и диезы. Заголовок этого примера будет: «Септаккорды на ступенях мажора и минора гармонически х».

⇐ вернуться назад | | далее ⇒