Занимательная теория музыки стр.86

Естественно, что септаккорды имеют обращения, как и трезвучия, и образуются таким же точно способом, как они. Цифровое обозначение их также объясняется интерваликой.

Читается: квинтсекстаккорд (6ь), терцквартаккорд (4)), секундаккорд (2). Если аккорды представлены в определенных ладото-нальностях, то к цифрам спереди приставляются соответствующие римские цифры или буквы. В предшествующем примере в С это будет выглядеть так: 16г.(Тб,), 141(Т41_-(Тч), а в в, например, меняйте цифру I на IV, в е— на VI, в а — на III.

И также естественно, что диссонирующие аккорды (а их масса,— ведь кон-сонирующих по школьной теории всего два — мажорное и минорное трезвучия с их обращениями) должны иметь разрешения. Кто усвоил разрешение интервалов, тот уже фактически и практически знает разрешение аккордов. Опять начнем с тритона, следовательно, с уменьшенного трезвучия, которое разрешается в терцию с удвоением ее основания или вершины. Иначе говоря, терцовый тон уменьшенного трезвучия идет или вверх или вниз. Полученное разрешение называют неполным тоническим трезвучием.

Увеличенное трезвучие на VI ступени гармонического мажора разрешается ходом нижнего звука на ступень вниз. Его зеркальное отражение — увеличенное трезвучие на III ступени гармонического минора — ходом верхнего звука на ступень вверх.

Образцами разрешений всех септаккордов и их обращений (кроме большого минорного и большого с увеличенным трезвучием) будут служить следующие аккорды: Ог(Ут), УПт и II: (малый минорный). Причем последний чаще применяется с переходом в О? и его обращения по следующей схеме «креста»:

Схема эта взаимообратима. на что указывают стрелки. Пусть, к примеру, требуется разрешить малый минорный септаккорд ре-диез—фа-диез—ля-диез—до-диез, образующийся на II ступени Об. В схеме находим цифру 7, так как у нас септаккорд, и определяем по стрелке, отходящей вниз, что он должен перейти в доминантовый терцквартаккорд (то есть ре-диез—фа-диез—соль-диез—си-диез). Но если бы нам требовалось разрешить не септаккорд, а одно из его обращений, например терцквартаккорд, то, найдя в схеме его цифровое обозначение (4 *), мы определили бы по стрелке, теперь уже отходящей вверх, что он должен перейти в доминантсептаккорд (то есть ля-диез—до-диез—ре диез—фа-диез перейдет в соль-диез—си-диез—ре-диез—фа-диез). То же самое произойдет, если брать другие обращения — секунд- и квинтсекстаккорды II ступени.

Обязательно потренируйтесь в построении, разрешении всех септаккордов и их обращений от отдельных звуков и в определенной ладотональности. Обратите внимание на то, что при разрешении любых септаккордов правила разрешения интервалов сохраняются.

Особое внимание уделите малому мажорному, малому минорному, полу-уменьшенному и уменьшенному септакккордам. Они наиболее распространены в классической музыке. Об особенностях последнего мы слегка вам уже напоминали, когда предлагали прислушаться к нему в Баркароле П. Чайковского. Как и увеличенное трезвучие, уменьшенный септаккорд равен по звучанию своим же обращениям (ум. 7 = б. 6, ув. 2 = м. 3). Те, кого заинтересует научно-теоретическое обоснование этого уникального явления, пусть читают дальше; кому затруднительно — можно пропустить.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒