Занимательная теория музыки стр.87

В «Главе без названия» мы выяснили, что звуки ре и ля-бемоль отражают сами себя и служат центрами в образовании зеркально-осевой симметрии соответственно для белых и черных клавиш каждый в отдельности. Звуки фа и си взаимоотражают друг друга и являются осью симметрии черных и белых клавиш. Собрав воедино эти четыре «винтика», на которых крепятся зеркальная, осевая и радиальная симметрии, получаем один из уникальных септаккордов — уменьшенный. Благодаря симметричному строению звуков в этом аккорде становится возможным легкий переход из тональностей белой клавиатуры в тональности черной и наоборот. Аналогичным свойством частично обладают малый мажорный и полууменьшенный септаккорды; частично потому, что в их состав входит не два тритона, а всего лишь один. Самое интересное и важное в аспекте теории и практики состоит в том, что на уникальности этих трех аккордов (а уникальность в них создали тритоны) построено известное вам замечательное явление энгармонизма в музыке, дающее большие возможности в красочном сопоставлении отдаленных ладотональностей.

Весьма существенно научиться называть, не задумываясь, количество однотипных аккордов (то есть содержащих тритон) данных (мажорных и минорных) тональностей. Например, самоотражающийся малый минорный септаккорд ля— до—ми—соль будет принадлежать шести ладотональностям из расчета, что он встречается на II, III, VI ступенях натурального мажора и I, IV, V ступенях натурального минора. В результате получаем в, И, С, а, е, й.

Прибавление терции к септаккордам образует еще новый пятизвучный аккорд, дающий нону между нижним и верхним звуками. Он получил название — нонаккорд. В музыкальной практике употребляется почти исключительно нонаккорд V ступени ладотональности и реже — других ступеней; обозначается на письме — Од. В натуральном мажоре он имеет большую нону, поэтому его назвали большим. В гармоническом миноре (и мажоре) нона малая — соответственно название — малый. В четырехголосии пропускают обычно квинтовый тон и тогда звучат две взаимоотраженные большие терции белой клавиатуры С — соль—си и фа—ля. Кроме того, пятиголосный Эо можно представить себе как сумму взаимоотраженных звуков (фа—соль—ля—си), трезвучий V и II ступеней (соль—си—ре и ре—фа—ля). Разрешение нонаккордов осуществляется по принципу разрешения септаккордов. Нона идет на ступень вниз.

Продолжая прибавлять, но теперь уже к нонаккорду, еще одну терцию сверху, получим ундецимаккорд, далее — терцдецимаккорд. Оба они более свойственны современной музыке и в классике как самостоятельные созвучия отсутствуют.

Если взять на фортепиано без предварительной настройки любые из рассмотренных аккордов, то по специфической звуковой окраске мы сравнительно легко сможем ощутить, например, разницу в несколько матовом, затемненном звучании минорного трезвучия, малого минорного и малого уменьшенного септаккордов и более светлом, остром звучании мажорного трезвучия, малого мажорного и большого мажорного септаккордов. Таинственно, фантастично звучат увеличенное трезвучие, септаккорды — уменьшенный, большой с увеличенным. Резок на слух большой минорный септаккорд. Эта специфическая окраска в изолированном от лада звучании получила название ф о н и з м а, берущего свое начало также в обертоновом ряде. Вспомните характерную звучность некоторых интервалов-обертонов — б 3, б. 2, м. 7, тритона, ч. 5. Мы подробно на этом останавливались в связи с анализом Ноктюрна ОеБ-(1иг Ф. Шопена (пример 60). Так, например, звучание большой терции на широком расстоянии от баса, дающего обертоны, почти всегда связывается с представлением о мажорном трезвучии; фонизм малой септимы при тех же условиях — с представлением о малом мажорном септаккорде. Вот почему следует по возможности быстро научиться реагировать сначала на фонизм отдельных интервалов, а затем — трезвучий, септаккордов и их обращений. После этого важно научиться связывать все фонические представления с конкретными музыкальными образцами. Например, начало Третьей фортепианной сонаты Л. Бетховена ясно опирается на фонизм различных мажорных трезвучий (сильные доли первого и второго тактов), а начало Первого скерцо Ф. Шопена — на фонизм терцквартак-корда малого с уменьшенным. Подобная ориентация очень хорошо развивает необходимый для музыканта ассоциативный уровень мышления, приучает слышать иногда с абсолютной точностью отдельные ладотональности и аккорды.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒