Занимательная теория музыки стр.88

Одним из интереснейших свойств всех аккордов существующей музыкальной системы является взаимоотражение фонов. Так, например, любое мажорное трезвучие в отражении обязательно даст минорное и наоборот, мажорный секстаккорд — минорный квартсекстаккорд и наоборот, мажорный кварт-секстаккорд — минорный секстаккорд и наоборот. Из септаккордов три — малый минорный, большой мажорный и уменьшенный отражают, как уже было сказано, сами себя; малый мажорный — полууменьшенный и наоборот, а большой с увеличенным трезвучием — большой минорный септаккорд и наоборот.

Таким образом, мы лишний раз убеждаемся, что знание природных законов симметрии и золотого сечения приобретает исключительную важность в вопросе постижения смысла музыки вообще и теории музыки (долженствующей отражать, а не искажать этот смысл) в частности. Это не только ключ к унификации всех музыкальных явлений, но и высокий полет творческой фантазии, воображения. Настоящее знание этих законов может помочь в открытии глубоких тайников музыкальной формы и содержания. Каковыми бы ни были любые музыкальные новации, общественная практика принимает лишь те, что обусловлены самой природой. И. С. Бах, а затем венские классики (И. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен) не создавали конкретных теорий, но в их творчестве ясно ощутима природная, естественная конструкция темперированной музыкальной системы, ее, так сказать, изначальная идея (связь с мирозданием). Музыка А. Скрябина поначалу казалась ультрамодернистской. Однако сегодня она уже представляется дальнейшим продолжением и углублением тех же естественных, природных конструкций и идей классиков. То же можно сказать о творчестве С. Прокофьева.

Изученные нами явления симметрии в строении музыкальной системы (гаммы, интервалы, аккорды) относятся к сфере мажора и минора. Из главы «Лад, тональность, гамма» вы уяснили, что свое неповторимо характерное звучание мажор и минор приобрели благодаря победе темперации. Этот постепенный процесс ее воцарения в европейской музыкальной культуре мы попытались кратко отразить в таблице на с. 27 нашей книги, которая так и называется «Схема европейской равномерно-темперированной двенадцатизвуковой мажоро-минорной системы в эволюции симметричных образований: от статики к динамике»…

Но музыка издавна не ограничивалась да и теперь не ограничивается только этими ладами. Ведь до сих пор существуют третьтоновые и даже четвертьтоновые системы темперации (например, на Востоке). Ладообразование — это такой же творческий процесс, как и сочинение музыки, то есть он бесконечен…

Симметрия есть фактор простоты. Простота симметричных объектов обеспечивает им две важные роли: применение симметричных форм как исходных и стремление заменять сложные явления простыми.

Народная музыка славян в переводе на европейскую темперированную систему реализует в подавляющем большинстве случаев лишь одну симметричную систему (безразлично какую) из двух объединенных.

Помимо мажора и минора большое распространение получили так называемые лады народной музыки. Еще одноголосная музыкальная практика средневековья оставила в наследие темперации восемь модусов, названия которых были заимствованы из греческой теории музыки и соответствовали областям Древней Греции и Малой Азии.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒