Занимательная теория музыки стр.89

С возникновением многоголосия под влиянием народной музыки в XVI веке количество модусов увеличилось до двенадцати.

Формально сами звукоряды вместе с названиями сохранились по сегодняшний день, хотя их истинное звучание можно представлять себе лишь приблизительно. С позиций нашего современного восприятия они не отделимы от исторически сложившихся представлений о мажоре и миноре в рамках темперации и являются как бы их видоизменением. Во всяком случае, в любом учебнике элементарной теории музыки специфические особенности этих звукорядов рассматриваются как повышение или понижение отдельных ступеней натуральных мажора и минора.

По воле музы истории Клио или по небрежности переписчиков средневековья, когда еще не было книгопечатания, известные вам названия древнегреческих ладов дошли до нас в перепутанном виде. Эта путаница в течение веков «узакони-лась». И поныне эти названия бытуют в теории музыки.

Рассматривая указанные лады в рамках темперации, очень важно понимать, что возникли они задолго до нее и поэтому утратили свою внетемперационную специфику звучания. Централизация натуральных ладов мажора и минора дала им принципиально новое качество, позволяющее нашему слуху различать их без труда.

Поскольку церковные лады, музыкальный фольклор явились в свое время базой, на которой развилась и закрепилась темперация, постольку и сама темперация со временем оказала влияние на фольклор. В результате стало возможным приблизить некоторые характерные ладовые обороты, возникшие вне темперации, к темперированному звучанию. Вот почему название «Лады народной музыки» условно. Ограниченность темперированной системы не в состоянии дать всего многообразия ладов, существующих у разных народов разных стран. История сохранила для нас любопытные сведения о том, что народы Древнего Востока, не общавшиеся между собой, имели тем не менее общий звукоряд, получивший в современной теории музыки название пентатоники (от греч. рёте — пять и 1опо8 — тон). Полностью его дает черная клавиатура фортепиано. Попробуйте играть на ней, начиная, к примеру, от фа-диез: фа-диез—соль-диез—ля-диез—до-диез—ре-диез и так далее вверх и вниз,— получится мажорная пентатоника. Чем вызвана необычность в звучании по сравнению с мажором? Отсутствием полутонов.

Обращаем ваше внимание, что черноклавишная пентатоника симметрична. Она отражает сама себя.

Можно предположить, что пятиступенность звукоряда явилась как бы отражением пяти пальцев человеческой руки. Гораздо позднее в эпоху развитого инструментария гениальное изобретение черного и белого рядов фортепианных клавиш, безусловно, также связано с пятью пальцами обеих рук как своеобразными «рычагами-слепками» с них. Подробно на этом мы останавливались в «Главе без названия».

Хотя характерное пентатоническое звучание сохраняется, если пробовать играть этот звукоряд от любой из пяти клавиш, в теории принято различать два вида пентатоники — мажорную и минорную. Мажорную вы уже знаете. Минорная пентатоника будет состоять из тех же клавиш, только от ре-диез: редиез—фа-диез—соль-диез—ля-диез—до-диез. Перевернувшись на нашей оси фа— си, легко находим на белых клавишах пентатонику (и не одну!), симметричную черноклавишной: до—ре—ми—соль—ля (мажорная) и ля—до—ре—ми—соль (минорная). Обе они, подобно черноклавишной пентатонике, отражают только себя. А вот оставшиеся на белых клавишах две пентатонические пары (от фа и соль — мажорные, а от ре и ми — минорные) взаимоотражают друг друга.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒