Занимательная теория музыки стр.9

мо}г». На картинке — рычащий тигр, валторна, из раструба которой вылетают нотки: раструб направлен к человеческому уху, «прикрепленному» к мозгу: тигр и валторна — на фоне концентрических кругов. (См. рис. 1 на вклейке.)

Не правда ли, какая выразительная аллегория? Как все наглядно и понятно!

Продолжаем объяснение нашей незаконченной аксиомы: звук возникает от движения во »духа. Сделаем сравнение для наглядности. Случалось ли вам бросать камень в речку, и что вы при этом наблюдали? Помните, как вокруг того места, где упал камень, начинают разбегаться симметричные концентрические круги? Каж-»ый круг, подгоняемый предыдущим — тем, что ближе к центру,— создает новую круговую волну, а та — еще новую и так далее, пока не иссякнет сила первоначального удара. Нечто подобное происходит и в воздушной среде, когда в пространстве возникает движение какого-либо тела. Образуются воздушные волны, имеющие шаровидную форму. В этом их отличие от водяных волн, распространяющихся по плоскости. Колебания воздушных волн могут быть равномерными периодическими и неравномерными непериодическими. В первом случае мы имеем дело с музыкальным тоном, который можем воспроизвести голосом или свистом с абсолютной точностью. Во втором — с шумом. В акустике принято относить к шумам все бесконечное разнообразие звуков как живой природы, так и неживой, а также мира цивилизации, созданного человеком. И нет определенной грани между тоном и шумом. Шум какой-либо машины при ее замедленном действии может перейти в музыкальный тон при ускорении темпа. И наоборот: шум настраиваемых инструментов перед началом концертов, несмотря на звучание только музыкальных тонов, все-таки только шум, а не музыка. Во многих произведениях современной музыки, особенно иностранных авторов, встречаются похожие на этот шум пьесы. Мы не беремся выносить им приговор: будущее покажет.

Вся разноголосица окружающей нас воздушной среды объясняется различной частотой колебаний.

Представим себе легкий, чуть слышно звенящий звук комариных крылышек и раскаты грома; тиканье часов и лязг, грохот машин какого-либо завода. Чем отличаются эти и другие разнообразнейшие звуки одни от других? Если сравнивать комариный звук и гром или же пение соловья, жаворонка и рычанье тигра, трубный голос слона, то ясно, что в первую очередь их отличают высота и громкость.

Научно доказано, что высота звука зависит от частоты колебаний, то есть от количества их в единицу времени, секунду. Чем чаще возникают колебания, тем выше звук, и наоборот. Как уже было сказано, равномерные периодические колебания дают музыкальный тон, а неравномерные — то, что для удобства в акустике принято называть шумом. Но и те и другие звуки имеют свою высоту. Считаем нужным, ребята, обратить ваше внимание на это явление, поскольку в некоторых учебниках теории музыки высота приписывается только музыкальному тону. Вспомнив комара и тигра, тиканье часов и грохот машин и придумав свои собственные примеры, вы сможете опровергнуть это неверное объяснение.

Итак, выяснили, что высота звука зависит от частоты колебаний; а частота их — в применении, например, к струне — от длины и толщины струны, от материала, из которого она сделана, и от степени натяжения. В применении к духовым инструментам от длины и толщины воздушного столба, от материала инструментов, в которых заключен воздушный столб, и от особенностей вдувания. Забегая вперет., можно сказать, что все эти особенности влияют и на другое качество звука — тембр, о чем речь будет дальше.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒