Настоящий педагог должен многое знать и многое уметь. Прежде всего, он должен хорошо владеть своим инструментом. Однако прямая зависимость между исполнительским и педагогическим мастерством существует далеко не всегда. Не каждый хороший исполнитель может стать столь же хорошим педагогом. Педагогика требует особых способностей. История педагогики знает немало случаев, когда исполнители среднего уровня становились, тем не менее, прекрасными педагогами. Класс в руках талантливого педагога — это творческая лаборатория, мастерская, способная оказывать существенное воздействие на судьбы исполнительского искусства. В отличие от концертирующего исполнителя педагог знает не только свой творческий путь и метод. Через его класс проходит множество учеников, на его глазах складываются профессиональные судьбы целого ряда музыкантов. Обучая, он учится сам. Работая с молодыми музыкантами, педагог познает много нового, скорее избавляется от собственных ошибок и заблуждений. «Именно педагогическая работа научила меня зорче видеть и лучше понимать природу и истоки многих исполнительских проблем» — писал известный скрипичный педагог, профессор Б. Гутников1.
В процессе своей работы педагог наблюдает, сравнивает, сопоставляет, размышляет, анализирует, обобщает, делает выводы. В результате, на наш взгляд, он становится специалистом более широкого профиля, чем музыкант, занимающийся только исполнительством. Он обладает более гибким и универсальным методом. Он способен лучше отличить общее, главное от частного и второстепенного, он может развивать самобытность ученика и наметить индивидуальный путь его развития и совершенствования.
Все сказанное выше не перечеркивает для педагога возможность исполнительской деятельности. Напротив, желательно, чтобы творческий наставник не прерывал связи с исполнительским искусством. Играющий педагог постоянно ищет новые пути к художественному и техническому совершенствованию исполнения. Все это положительным образом отражается и на его педагогической деятельности. Но наряду с этим он должен обладать дидактическими способностями, умением передавать свои знания ученикам. Ему необходимо ориентироваться в научной проблематике, владеть современной методикой преподавания. Он обязан быть не только хорошим музыкантом, но и широко образованным человеком, знать литературу, живопись и другие виды искусства, разбираться в анатомии и физиологии, акустике и психологии, социологии и других областях знания. Наконец, педагог должен быть яркой, интересной личностью. Неоценимое значение для этой профессии имеют такие человеческие качества, как доброта и отзывчивость, справедливость и принципиальность, сильная воля и целеустремленность, выдержка, настойчивость, организаторские способности
Очень важным педагогическим качеством является постоянная нацеленность на формирование в ученике умения «наполнить музыкой» любое техническое действие. При этом сами технические приемы обретают внутренние связи, становятся пластичными, «текучими», естественно переходят один в другой, образуя некое образно-технологическое единство.