Само понятие «техника» следует рассматривать всеобъемлюще: от формирования конкретного звучания и управления им — до овладения всем арсеналом технических средств и приемов; от «умения подчинять моторные навыки творческим целям» до «способности музыканта… свободно интерпретировать художественный образ».28
Формирование управляемого технического аппарата возможно только на основе строгого подчинения двигательных действий рук основным физиологическим закономерностям функционирования организма. Как писал А. Гольденвейзер: «Мы можем извлекать иногда очень удачно те или иные звуковые сочетания из инструмента не с помощью самых рациональных (целесообразных — В.М.) движений. Поэтому нужно стремиться «делать такие движения, с помощью которых звуковой результат достигался бы проще всего и естественнее всего с наименьшей затратой сил и времени».*
В том же смысле высказывался и И. Гат: «Пусть не сбивает с пути педагога то, что начинающий иногда достигает хорошего музыкального эффекта при помощи неправильных движений. Только те технические решения удовлетворительны, которые могут быть окончательными, которые входят в перспективу музыкального и технического развития учеников».30
Рассмотрим, как современная педагогика решает проблемы единства художественных и технических задач.
За последние десятилетия в методике овладения музыкальными инструментами произошла подлинная техническая революция. В результате — произведения высочайшей технической трудности подвластны сегодня даже исполнителям, наделенным не столь уж блестящими природными двигательными данными. Однако отдавая должное успехам современной педагогики, осо бенно ее успехам в области технического развития учеников, необходимо обратить особое внимание на тот фактор, что проблема зажатости рук и профзаболеваний — одна из серьезнейших бед современного музыкального исполнительства. Причем этому негативному явлению подвержены не только исполнители среднего и пожилого возраста, но и учащаяся молодежь.
В чем причина того, что столь значительное число музыкантов-исполнителей любого возраста и любого уровня страдают от зажатости рук, их заболеваний и болезни спины?
При том что двигательные возможности руки неограниченны, они все еще мало изучены. На наш взгляд, именно это и является основной причиной их заболеваний. Зачастую педагоги, увлекаясь сиюминутными успехами учеников, не придают особого значения тому факту, что найденные и культивируемые ими эффектные технологические приемы входят в противоречие с основными физиологическими закономерностями организма. Педагоги часто не задумываются, к каким негативным последствиям может привести применение подобных приемов и какую «высокую цену» вынуждены будут в последствии платить за это пострадавшие ученики. В этой связи вспомним утверждения А. Гольденвейзера и И. Гата, приведенные выше.
Культивирование противоестественных технических приемов особенно опасно при работе с начинающими учениками в детском возрасте, в процессе занятий с которыми даже малейшие недосмотры в этом отношении могут в дальнейшем привести к самым тяжелым последствиям, вплоть до профессиональных заболеваний.