Анализируя процессы подъема руки и ее падения, можно наблюдать, что чем меньше ученик затрачивает физической силы в момент подъема руки, тем легче он руководит процессом расслабления мышечных групп плечевого пояса в момент ее падения, В этой связи педагогу следует особо строго контролировать момент подъема руки и добиваться от ученика четкого исполнения этого приема с минимально необходимой затратой физической силы.
Однако предварительно рассчитать оптимальный вариант напряжений при подъеме руки даже профессионалу практически невозможно, ибо этот процесс связан не только с технической, но и с эмоциональной сферой. У профессионала освобождение от лишних напряжений после подъема руки происходит автоматически за счет миниброска руки, с помощью которого он ощущает свободное состояние руки непосредственно после ее подъема. Речь в данном случае вдет о приведении руки в подвешенное состояние, которое и позволяет освободиться от лишних напряжений. Подвешенное состояние руки, таким образом, — это первый этап ее освобождения. Второй, окончательный этап наступает после падения руки и прикосновения пальцев к клавиатуре или непосредственно к струне. «У меня расслабление руки наступает мгновенно после прикосновения к клавиатуре», — подчеркивал Иосиф Гофман.
Что касается формирования этого важнейшего навыка у начинающего ученика, то активный бросок руки как основу ее освобождения после действия (подъема) необходимо воспитывать сознательно, доводя это действие до полного автоматизма
— свободного падения руки. Автоматическое расслабление активно работающих мышц как фундаментальное ощущение — непременное условие строгой цикличности двигательного процесса.
Недостаточная степень расслабления является первопричиной всех эажатостей, ибо некомпенсированные напряжения провоцируют не только локальные перенапряжения определенных мышечных групп, но и зажатость всего организма играющего.
Естественно, очень трудно руководить рукой в том случае, когда мышцы ее перенапряжены и малоподатливы волеизъявлению играющего. Перенапряжение мышечных групп плечевого пояса в момент подъема руки не дает возможности начинающему ученику расслабить в должной степени мышцы во время падения руки. В результате неизбежно непроизвольное торможение руки в момент ее падения, которое провоцирует «настороженную реактивность» — «боязнь броска» и еще большее ее перенапряжение.
Предотвратить и компенсировать настороженную реактивность можно только на основе предварительной подготовки руки к ее активному падению при помощи системы специальных упражнений. На начальной стадии обучения активный бросок руки необходимо воспитывать сознательно, добиваясь минимально необходимой степени напряжения мышечных групп плечевого пояса во время подъема руки и максимального расслабления их при ее падении. Необходимо обращать максимум внимания ученика на те ощущения, которые появляются у него при воспитании каждой из трех фаз двигательного цикла.
Воспитание стабильного ощущения руки в подвешенном положении как основа ее функционирования