1) опущенная рука находится в нейтральном положении -пальцы сложены в кулак; зафиксировать ладонью левой руки правое плечо в зоне лопатки — плечевого сустава;
2) из нейтрального положения отвести опущенную руку назад и сосредоточить внимание ученика на ощущениях в лопаточной и плечевой ее части;
3) зафиксировав зад нее положение руки, плавным движением вынести руку вперед: рука — маятник.
Проанализируем дифференцированные ощущения в мышечных группах плечевого сустава при движениях вертикального размаха.
При отведении руки назад формируется ее ощущение как единой двигательной системы. Напряжения, создаваемые в зоне лопатки — плечевого (устава оптимальные; а в зоне мышечных груш грудной области — минимально необходимые. Далее, при выносе руки вперед значительная часть напряжений от зоны лопатки переносится на мышечные группы грудной области — передней стороны плечевого сустава. Таким образом, при движениях руки в вертикальной плоскости происходит естественное перераспределение мышечных напряжений в зоне плечевого (устава и формируются постоянные взаимодействия между мышечными группами лопатки — задней стороны плечевого сустава и мышечными группами грудной части корпуса -передней стороны плечевого сустава.
Благодаря такой последовательности все мышечные ощущения дифференцированы, а, следовательно, и движения полностью управляемы.
Для контраста ощущений следует из нейтрального положения вынести руку непосредственно вперед: ощущения лопаточной зоны при этом значительно теряются. Ученик должен почувствовать и осознать разницу ощущений в зоне мышечных груш лопаток — плечевых суставов при разных положениях руки: рука, отведенная назад, рука, отведенная вперед.
Исходя из разницы ощущений, необходимо зафиксировать в памяти ученика базовые ощущения, появившиеся в руке при отведении ее назад и сохранять их при всех положениях двигающейся руки. По мере автоматизации навыка (приема) и фиксации в памяти ученика конкретных ощущений, появившихся в двигающейся руке, следует чередовать конкретные — тактильные ощущения и ассоциативные (без фиксации плеча рукой).
Горизонтальные движения размаха
Воспитание горизонтального движения размаха — также исключительно важный этап предпостановочного периода занятий, поскольку он связан с конкретными игровыми двигательными действиями рук музыкантов. Его воспитание особенно важно для профессий, связанных с большим диапазоном горизонтальных движений рук, например, у дирижеров, пианистов, а также музыкантов, играющих на струнно-смычковых инструментах.
Горизонтальные движения размаха, как и вертикальные, идентичны по своим базовым ощущениям в зоне лопаток -плечевых суставов. Осознав и зафиксировав в памяти ощущения, воспитанные при вертикальном движении размаха, ученик может приступать к работе над горизонтальным размахом.
Коль скоро для суставов наиболее естественными являются движения по дугообразной линии, то и оптимальный вариант движений размаха должен быть также дугообразным. В первую очередь это касается действий плечевого сустава. Его движения по дугообразной линии формируют оптимальные ощущения в силовых зонах рук.