Песнопения. О творчестве Гии Канчели стр.8

Отзывов о первом спектакле с музыкой Г. Канчели я не нашла. Известно лишь, что это был грузинский вариант пьесы Г. Бубаре-ва «Волшебная косынка» и что премьера состоялась 27 января

1960 г. Афиша сохранила имена постановщиков. Режиссер А. Нинуа в театре больше не работал — ушел на телевидение. Зато с хореографом Юрием Зарецким Г. Канчели будет сотрудничать на драматической, а затем и на оперной сцене вплоть до 1984 года.

Немалую роль в судьбе молодого композитора сыграла и первая встреча в драматическом театре с художниками О. Кочакидзе, А. Славинским и Ю. Чикваидзе, известными под псевдонимом Самеули («Тройка»). Они оформят вскоре первые постановки Р. Стуруа с музыкой Г. Канчели в Театре имени Ш. Руставели. Возможно, сам приход композитора в театр, занявший столь важное место в его жизни, в какой-то мере результат добрых отзывов Самеули (людей в художественном мире уже достаточно авторитетных). С ними же

Г. Канчели сделает в середине 60-х годов свой первый и один из немногих мультфильмов, «Золото. Лента, отразившая в острокомедийной форме отношение к драгоценному металлу представителей разных общественно-исторических формаций: от первобытнообщинной до коммунистической, оказалась «актуальной по всем компонентам» и первой отразила в грузинской мультипликации новые веяния мирового искусства (50, с. 200).

1961    год. Второй спектакль грузинского ТЮЗа с музыкой Г. Канчели — пьеса Д. Тактакишвили «Невский сокол» в постановке молодого режиссера К. Сурмава8. Рецензенты специально выделяют «выполненное скупо, но целесообразно» музыкальное оформление Г. Канчели (103), которое «органично сливается со спектаклем, усиливая его эмоциональное воздействие» (180).

1962    год. Очередной конкурс СК Грузии — на сей раз на лучшую пьесу малой формы, предназначенную для музыкальных школ и училищ. Первой премией по разделу инструментальных ансамблей отмечена Сюита для квартета деревянных духовых Г. Канчели.

Но памятен этот год другой победой — на Всесоюзном конкурсе молодых композиторов второй премией отмечается Концерт для оркестра (1961) 9.

Судьба сочинения сложилась странно. Даже сообщение о его премьере печаталось дважды — с интервалом более года. Впервые Концерт прозвучал в Малом зале Театра имени Ш. Руставели в программах III съезда композиторов Грузии (январь 1962 года; симфоническим оркестром Грузинского радио и телевидения дирижировал Л. Киладзе) и был расценен рецензентом одной из тбилисских газет как свидетельство «тонкого вкуса и хорошего владения оркестром». Эта запись — в техническом отношении крайне несовершенная и впоследствии уничтоженная по просьбе композитора — была представлена на Всесоюзный конкурс. А 5 октября 1963 года, в канун открытия очередного сезона ГСО Грузии (по случайному совпадению в том же сезоне за пульт оркестра в первый раз встанет Дж. Кахидзе) «Вечерний Тбилиси» сообщает: «Впервые будет исполнена музыка молодого грузинского композитора Гии Канчели — Концерт для симфонического оркестра».

Поразительно разноречивы оценки Концерта. Полемический тон отзыва К- Саквы — первого «свидетеля извне» — продиктован, судя по всему, чрезмерно восторженными «местными» оценками: «Концерт для оркестра Канчели свидетельствует о несомненной одаренности композитора, в частности, о хорошем оркестровом чутье. Но мелодический материал здесь несамостоятелен: композитор подражает то раннему Шостаковичу, то Равелю; гармонический язык

⇐ вернуться назад | | далее ⇒