Вокальная техника и её парадоксы» стр.19

7 — носовые раковины; 8 — хоаны; 9 — твердое нёбо

Рис. 12. Лобная кость (изнутри)

Рис. 13. Вокальная «маска»

1 — лобные пазухи; 2 — глазницы; 3 — гайморовы пазухи;

4 — скуловая кость; 5 — носовая перегородка; 6 — носовые раковины; 7 — зонд, проведённый из лобной пазухи в полость носа

Рис. 14. Резонаторные полости вокальной «маски» (рентгенограмма, вид сзади)

1 — лобные пазухи; 2 — верхняя стенка глазницы; 3 — глазница; нижняя стенка глазницы; 5 — гайморова пазуха; 6 — полость носа

Как видно на рис. 11, в системе головных резонаторов имеются три уровня резонаторных дек: это твёрдое нёбо, а также нижние и верхние стенки глазниц. Предназначенные для усиления акустических волн разной частоты, они представляют собой отличающиеся друг от друг по размерам и толщине костные пластины. Вся система головных резо-наторов, образующих «вокальную маску», делится этими деками на три этажа, отличающихся друг от друга количеством и объёмом резо-нирующих полостей (рис. 11-13). На нижнем этаже между твёрдым нёбом и средними деками находятся две большие гайморовы полости, выше которых расположены многочисленные полости решётчатой кос-ти меньшего объёма и, наконец, над верхними деками имеются лобные пазухи — небольшие полости в толще лобной кости. Будучи околоно-совым и полостями разных уровней, они по-разному сообщаются с полостью носа: гайморовые пазухи — через достаточно широкие отвер-стия, лобные же пазухи соединяются с верхним отделом носовой полости посредством узкого канала, и ток воздуха в них направляется через воронку, образуемую носовыми костями (рис. 13).

Обращает на себя внимание прочность устройства резонаторной системы: неподвижно закреплено твёрдое нёбо; средние деки, разделённые полостью носа, укреплены скуловыми костями, образующими прочную костную дугу, а верхние деки являются плоскими нижними отростками самой мощной — лобной кости. Жёсткая компоновка всей резона торной системы как единого материального образования исключает возможность произвольного или непроизвольного смещения резонаторных дек и полостей относительно друг друга, что позволяет певцу использовать всю систему «вокальной маски» как единый резонаторный блок Этому способствует и существование вертикальной костной носовой перегородки, в которой И. И. Левидов видел аналог дужки на струнных инструментах, передающей колебания струн на корпус.

Особо следует отметить, что соединение в одном блоке нескольких уровней резонаторных полостей и дек дополняется ещё наличием в нем устремлённых вперёд и вверх костного купола твёрдого нёба и больше го купола лобной кости, к нижнему краю которой неподвижно при креплена вся резонаторная система «вокальной маски».

Всё это позволяет говорить о системе головных резонаторов как о природном трёхуровневом эквалайзере, частичное или полное использование которого не может не проявиться на вокальных возможностях певца и качестве звучания его голоса. Наличие трёх уровней резона торных дек хорошо знакомо певцам по существованию так называемых внутрирегистровых «переходов» и «переходных нот», а также возникающим во время пения ощущениям «горизонтальных дуг» над верхни-

⇐ вернуться назад | | далее ⇒