7) уметь долго тянуть ноту ровным по силе голосом (что гораздо труднее, чем менять силу. По мере того, как воздух выходит, давление под складками падает, а звук надо сох ранить таким же по силе и высоте. Тогда дыхательным мус кулам приходится дополнительно постепенно напрягаться, чтобы сохранять постоянным подскладочное давление и тем самым обеспечить постоянную динамику и тембр голоса. Это создает определенные условия и для :их тренировки на выносливость и вызывает ощущение певческой опоры. — Г. С.).
8) петь звукоряд вниз и вверх ровным по тембру звуком (это значит сохранять одинаковым регистровый настрой, что возможно лишь в пределах небольшого по диапазону отрезка звукоряда, и, конечно, при соблюдении одинаковой динами ки. — Г. С).
9) без portamento и некрасивых «подъездов» прямо по падать в ноту. (Современные исследования установили, что момент возникновения звука в значительной мере определяет характер последующей работы голосовых складок, а также слуховое восприятие качества интонации и тембра голоса. Вот почему М. И. Глинка придавал такое большое значение точ ности попадания в ноту и момент атаки звука.)
10) соблюдать последовательность заданий при построении вокальных упражнений: сначала упражнения строятся на одном звуке в пределах примарной зоны, затем на двух, ря дом расположенных, которые необходимо плавно соединять, следующий этап — тетрахорды как подготовка к скачкам, постепенно расширяющиеся скачки с последующим поступен-ным заполнением, арпеджио и гаммы. (Интонирование боль шой секунды вверх и малой секунды вниз Глинка считал самым трудным упражнением, и не случайно. Без сознатель ного управления регистровым механизмом здесь не обойтись. Очень трудно спеть целый тон вверх, а еще сложнее 2—3 под ряд. При повышении тона нельзя допускать, чтобы росло на пряжение в голосе. Это возможно благодаря гибкости регист ровой приспособляемости певца. — Г. С.)
11) нельзя допускать усталости, так как она, кроме порчи голоса, ничего не принесет. Петь четверть часа со вниманием значительно эффективнее, чем четыре часа — без него.
Таким образом, как мы видим, все положения, лежащие в основе методической концепции М. И. Глинки, прямо или косвенно нацелены на управление работой голосовых складок в различных регистрах. Судя по его рекомендациям, относящимся к взрослым певцам с профессиональными вокальными данными, настройку голоса следует начинать с микстового регистра, с середины голосового диапазона, распространяя полученное звучание поступенно вверх и вниз. Для певцов с поставленными от природы голосами начинать сразу со сложнокоордннированных способов управления голосом вполне возможно. Однако для детей с обычными голосовыми данными, особенно на первом этапе, по-видимому, будет целесообразнее начинать вокальную работу с более простых способов звукообразования: с натуральных регистров. Все другие рекомендации М. И. Глинки, относящиеся к способу артикуляции, атаки звука и пр., являются универсальными. Концентрический метод в работе с детьми использовался нами на этапе освоения микстового способа голосообразо-вания.