Развитие детского голоса в процессе обучения пению стр.127

Реализация такого подхода к развитию детского голоса обеспечивалась знаниями детей о процессе голосообразова-ния, их умениями дифференцировать на слух тембровые качества голоса, пониманием характера взаимодействия способов артикуляции и работы дыхательного аппарата с источником звука, а также знаниями педагога голосовых возможностей детей от рождения и до наступления мутационного возраста и пониманием задач вокальной работы для каждого этапа обучения.

6.3.7. Выбор оптимального режима голосообразования

у детей

Методика вокальной работы с детьми всегда строилась на основе определенного представления о звучании детского голоса.

В специальных работах различных авторов содержатся данные по вопросу: каким должно быть звучание детского голоса по тембру, динамике, звуковысотному диапазону, гигиеническим нормам и условиям занятий. Анализ этих данных показывает, что их авторы отвечают на этот вопрос с разных позиций: эстетической, возрастных возможностей детского голоса, с точки зрения охраны здоровья растущего ор ганизма, целесообразности для эффективного развития певческих навыков.

Решение вопроса об оптимальном голосообразовании у детей, с точки зрения развития детского голоса, предполагает рассмотрение его со всех четырех вышеперечисленных позиций. Всякие попытки одностороннего подхода к решению вопроса могут привести к ошибочным выводам. Однако следует указать на некоторые трудности.

Определение качественных особенностей звучания детского голоса с точки зрения эстетической в различные эпохи решалось по-разному. Это имело, с одной стороны, объективную основу, продиктованную музыкальным стилем вокальных произведений, певческими национальными традициями, особенностями языка, модой и т. п., а с другой — субъективную основу, связанную с культурой и вкусами основоположников различных вокальных школ или отдельных руководителей детских певческих коллективов.

Истинно прекрасное и в жизни, и в искусстве, складываясь исторически, исходило, прежде всего, из того, что целесообразно для жизни человека. Однако не всегда, даже в этом смысле, бытующие взгляды на предмет искусства совпадают. Например, хотя пение с вибрато с физиологической точки зрения целесообразно как оптимальный режим работы голосовых складок поющего, некоторым специалистам детского пения больше нравится голос без вибрато и т. п.

Определение качеств звучания голоса с точки зрения возрастных возможностей детей также противоречиво, так как голосовые возможности их от рождения и до наступления мутационного возраста пока еще мало изучены, а многие вопросы остаются спорными, например, в отношении звуковысотного диапазона, произвольности управления певческим процессом, регистровых возможностей детей различного возраста и пр.

Звучание детского голоса с точки зрения охраны здоровья детей — очень важный аспект. Специальные работы посвящены исследованию психо-физиологического состояния детей в результате певческих нагрузок (Э. Томсинская, Г. Лебедева, Н. Лебедева, В. Ермолаев и др.).

Однако полное решение вопроса было бы возможно лишь в результате более глубокого изучения энергодинамики певческого процесса. В существующих условиях организация такого исследования пока не имеет объективной основы. Поэтому и нет достаточно обоснованных физиологических норм звучания детского голоса и певческого режима для детей различного возраста. Но даже из имеющихся исследований видно, что в ущерб здоровью как детей, так и взрослых будет длительное перенапряжение при голосообразовании, а также всякие певческие перегрузки, связанные с репертуарными

⇐ вернуться назад | | далее ⇒