Развитие детского голоса в процессе обучения пению стр.135

На стабилизацию гортанного артикуляционного уклада гласных мы постоянно направляем внимание самих учащихся и следим за этим при пении последующих упражнений и исполнении вокальных произведений.

Появление в одном упражнении разных по высоте тонов вносит дополнительные трудности: необходимо сохранять неизменным регистровый настрой гортани при смене высоты звука. При исполнении узких интервалов (например, большой секунды) это сделать проще, чем при пении широких (больше чем секунда). Поэтому сначала отрабатываются звуки, расположенные рядом (упражнение 3). Оба звука исполняются одинаково по тембру и динамике, без каких-либо акцентов, равновесно. Нижний звук должен быть специально облегчен. Атака его осуществляется как бы сверху, т. е. без «подъезда» к нему, с точным попаданием в заданную высоту, без резкого толчка, мягко, но достаточно активно. Если появляется зажим в звучании голоса или плавает вокальная позиция, то можно упростить упражнение: начать трель не с нижнего звука, а с верхнего.

УПРАЖНЕНИЕ 4

При модуляции упражнения на полутон вверх нельзя допускать никакого усиления голоса, так как сразу же возникает избыточное давление на гортань, в результате появляются мышечные зажимы. Этого можно избежать, если при повышении звука сделать короткое, очень легким толчком втягивающее движение нижней частью живота, что обеспечит необходимое для образования более высокого тона увеличение подскладочного давления.

Цель: перенесение короткого стаккатированного звука на последующий протяжный звук на другой высоте.

Первый звук следует спеть очень коротко, интонационно точно попадая в нужную высоту, остро, позиционно близко, ярко и, оттолкнувшись от него, мягко спрыгнуть на нижний звук, как бы присев отдохнуть. Нижний звук следует дотянуть точно по длительности, а в конце его сделать активный выдох, что обеспечит рефлекторную активность последующего вдоха.

Исполняя попевку в различных тональностях по полутонам вверх и вниз, постепенно стремимся расширить используемый звуковысотный диапазон.

Если ребенок не может сразу воспроизвести заданную высоту тона в диапазоне Соль1 — До2, то при индивидуальном общении с ним следует начать с тех звуков, которые он производит при спонтанном пении. Упражнения используем в той же последовательности и при тех же условиях в отношении динамики, атаки звука, типа гласного и пр.

Чтобы добиться звукообразования фальцетного типа в более высокой тесситуре, мы обычно советуем ребенку не пропеть, а как бы пропищать заданный тон. Это естественное для ребенка голосовое проявление способствует нахождению правильной координации голосообразующих мышц в фальцетном режиме и близкой вокальной позиции. Воздействуя на образно-ассоциативное мышление детей, вызывая у них положительные эмоции одобрением и использованием различных игровых ситуаций, можно добиться положительных результатов весьма быстро. Например, учитель рисует такую картину. Маленький котеночек, очень красивый и ласковый, пришел домой, а дверь закрыта. Он очень проголодался и просит тебя пустить его в дом и тихим жалобным голоском мяукает так: «мяу» (в диапазоне СИ1 — Ре2) коротким звуком, напоминающим писк.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒