Следует заметить, что до настоящего времени понятия «фальцетное» и «головное» звучание относительно детского пения часто трактуется по-разному: одни их отождествляют, а другие придают им различное толкование.
Первый, кто внес путаницу в этот вопрос, был Агрикола1, немецкий переводчик Този. У Този сказано: «головной или фальцетный», а Агрикола перевел: «головной и фальцетный».
Таким образом, Агрикола приписал Този признание трех регистров: грудного, фальцетного и головного, т. е. он изменил терминологию итальянцев, оставив для среднего регистра название фальцета, а термин «головной» применил к фистуле, т. е. фа1льцету в его первоначальном значении.
Гиллер1 также следует примеру Агрикола с той лишь разницей, что называет верхний регистр и головным, и фальцет-ным.
Благодаря этим двум немецким методологам термин «фальцет» в применении к смешанному регистру голосов перешел к немецкой школе (Зибер, Штокгаузен) и к Гарсна, у последнего, впрочем, в несколько ином толковании.
Путаница в терминологии, относящейся к определению фальцета, наблюдается и у последующих авторов. Россбах предложил для него название «промежуточного голоса», Зейдель — «тонкого», Хенниг — «верхнего», Шейдельман — «краевого», но большинство называли фальцетом, или фистулой.
Итак, вопрос о регистрах певческого голоса в литературе изложен весьма противоречиво. Разночтения в терминологии, как и противоречия в вопросе о регистровой структуре детского голоса существуют лотом у, что оценка регистрового звучания певческого голоса вообще, а детского — в частности, до настоящего времени определяется на слух, чисто субъективно. Не существует пока достаточно объективных характеристик для определения понятий «фальцетное» или «грудное» звучание певческого голоса.
Нередко педагоги отождествляют процесс голосообразо-вания, реально протекающий у их учеников, со своими субъективными ощущениями. Отсюда и методы в их работе, которые могут подходить далеко не для всех.
Кроме того, одни и те же звуковые явления различными педагогами оцениваются по-разному. Например, звучание одного и того же детского хора одни педагоги могут оцепить как излишне форсированное и напряженное, а другие — как нормальное. То же самое можно сказать и в отношении оценки различными педагогами типа регистрового звучания какого-то голоса или звука хора. Поэтому и нужны объективные способы оценки качеств голоса. Ввиду того, что со времен Мануэля Гарсиа объективные методы исследования певческого голоса ушли далеко вперед, а для определения его качеств звучания кроме слуховых ощущений теперь используется еще и акустическая аппаратура, перед исследователями открываются новые возможности изучить данный вопрос на более высоком уровне.
У нас в стране первые работы, посвященные исследованию физических характеристик певческого голоса детей, принадлежат замечательному советскому исследователю
В. П. Морозову. Это были работы в области физиологической акустики детского голоса.
Основные физические характеристики певческого голоса (тембр, сила, звуковысотный диапазон) обусловлены работой голосового аппарата в том или ином регистровом режиме. Понимание физиологических механизмов звукообразования в различных голосовых регистрах в сопоставлении с акустическим эффектом выводит педагога на путь произвольного управления певческим процессом.