Развитие детского голоса в процессе обучения пению стр.106

—    звук на конце музыкальной фразы требует сохранения активности пения (даже при diminuendo) до конца его дли тельности;

—    при выдерживании длинной ноты (половинной, целой и пр.) необходимо ощущать и внутренне подчеркивать на чало новой доли, заключенной в ней;

—    при пении четверти с точкой, как бы оттолкнувшись от точки, исполнять следующую за ней короткую ноту легче, тише, но не теряя активности;

—    чем быстрее темп, тем легче, тише и активнее должен быть звук;

—    при движении мелодии вверх или восходящих скачках нижний звук необходимо облегчать за счет динамики и ата ки звука;

—    нельзя сливать два гласных звука, стоящих на стыке слов;

—    недопустимо брать дыхание посреди слова (если оно не цепное);

—    при использовании цепного дыхания после его возоб новления отдельными певцами вливаться в общее звучание незаметно, без толчка;

—    нельзя отделять дыханием подлежащее от сказуемого;

—    вдох по объему и скорости производить в характере песни и др.

Развитие певческого голоса детей тесно связано с формированием определенных навыков, лежащих в основе слухового восприятия, умственных операций и вокального воспроизведения.

Навыки — это действия, отдельные компоненты которых в результате повторения стали автоматизированными (БСЭ).

По данным А. В. Запорожца, А. А. Люблинской, А. В. Петровского, выделяются три основных этапа формирования навыка:

1)    аналитический — овладение элементами действия;

2)    синтетический — образование целостной структуры действия;

3)    автоматизация — закрепление и совершенствование це лостной структуры.

Формирование навыка сопряжено с протеканием целого ряда умственных операций. Физиологический механизм его сложные условные рефлексы, образующие в коре больших полушарий головного мозга прочно сложившуюся систему временных нервных связей (динамический стереотип, по И. П. Павлову).

Эти нервные связи могут образовываться и закрепляться в процессе как правильных, так и неправильных вокальных движений.

При всем разнообразии интерпретации понятия о правильном и неправильном пении следует указать на его главный критерий.

Правильная работа голосового аппарата предполагает такую координацию всех его элементов, при которой мускульная энергия расходуется наиболее экономно и с максимальным эффектом. Правильное пение — это такое пение, когда певцам удобно петь, а слушателям приятно их слушать.

Неправильное пение всегда сопряжено с усталостью голоса, осущением неудобства в горле поющих, неестественностью звука, чрезмерной напряженностью его и с неудовлетворенностью слушателей.

Совершенно ясно, что развитие певческого голоса детей может быть эффективным только на основе правильного пения, в процессе которого должны формироваться и правильные певческие навыки.

Следует отметить, что, несмотря на понимание навыка как действия, в методической литературе нередко к числу певческих навыков относят и некоторые свойства певческого голоса, чего допускать нельзя.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒