Развитие детского голоса в процессе обучения пению стр.69

Голосовые складки каждого ребенка, как и взрослого певца, имеют свои пределы по частоте (нижний и верхний порог) в зависимости от анатомического строения голосового аппарата, эластичности тканей, свойств нервной системы, тренировки в пении и пр.

Нижний предел голоса можно установить путем исполнения поступенно нисходящего звукоряда, а верхний — за висит от способа измерения звуковысотного диапазона. Укажем на два из них, относящихся к различным типам.

1. Испытуемый исполняет короткую попевку, которая многократно повторяется по полутонам вверх и доводится до верхнего предела голоса, например:

2. Исполняется беспрерывный восходящий звукоряд на гласной «А», например, по мажорной гамме:

В результате измерения звуковысотного диапазона по первому и второму способам у одного и того же испытуемого может быть установлен разный верхний предел голоса, так как первый способ рассчитан на сглаживание регистров, а второй — «а выявление гриницы натуральных регистров.

Когда ребенок поет поступенный восходящий звукоряд грудным голосом, то где-то при подходе к переходным тонам в звуке появляется напряжение и необученный певец прекращает петь, так как ему кажется, что дальше он не может. Эту высоту, как правило, в диапазоне До2 — Фа2, и отмечают как верхний предел голоса.

Однако, если уметь настроить ребенка на фальцетное звучание, то голос может подняться выше и откроется еще целый ряд звуков, на целую октаву и более вверх.

Поэтому при оценке голосового диапазона необученного певца очень важно учитывать способ регистрового звучания его голоса.

В имеющейся литературе, когда приводятся данные относительно звуковысотного диапазона детского голоса, обычно таких оговорок нет. И именно поэтому, а также и из-за многообразия индивидуальных различий до сих пор диапазон детского голоса является предметом споров и изучения.

Детские голосовые диапазоны нельзя определить постоянными в связи с ростом голосового аппарата. Даже для одного возраста они разные и зависят от систематических упражнений, овладения голосовыми регистрами и от индивидуальных различий.

Диапазон детского голоса характеризуется не только его шириной, но и высотным расположением на звуковысотной шкале. Во многих случаях у детей в 10-летнем возрасте при владении техникой звукообразования в различных регистрах возможны такие показатели: для сопрано До1—До3 или Сим — Си-бемоль2;

для альтов Дом — Фа2 или Мим — Соль2.

Альты и сопрано (или дисканты) могут встречаться как среди девочек, так и среди мальчиков.

Механизм развития слуходвигательной функции у мальчиков и девочек до наступления пубертатного возрастного периода в принципе одинаковый, хотя определенная разница имеется. Как уже отмечалось при изучении голосовых тембров новорожденных детей, обращает на себя внимание зависимость высоты, силы и тембра от общего физического созревания ребенка. В этой связи следует считать закономерным, что среди девочек чаще встречаются сопрано, а среди мальчиков — альты.

Показатели звуковысотного диапазона детей в большинстве случаев приводятся отдельно для мальчиков и девочек. Указанные для них объемы и звуковысотное расположение скорее характеризуют тип голоса, соответственно альта или сопрано, нежели различия по признаку пола.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒