Развитие детского голоса в процессе обучения пению стр.68

Обсуждение результатов и выводы

1.    Как видно из графика, значение средней высоты голо са меняется с возрастом в пределах Pei—Ля!.

2.    Наблюдающееся понижение голоса в возрасте от 0 до 3—4 лет, по-видимому, связано со становлением речевой функ ции и отсутствием целенаправленного вокального воспитания Далее в связи с началом обучения пению в детском саду, даже при спонтанном пении, центр голоса у детей повыша ется.

3.    Значительной разницы показателей для мальчиков и девочек не наблюдали, однако, как среди первых, так и среди вторых, имели место индивидуальные различия, которые ус ловно можно отнести к двум группам:    сопрано    и    альтов.

Соответственно они имели разное звуковысотное расположе ние. На графике приведены усредненные данные.

4.    Средняя высота голоса может быть приравнена к сред нему тону примарной зоны его звучания.

При индивидуальном обучении следует исходить из при-марных звуков данного ученика, а при коллективном — приходится ориентироваться на усредненные данные, типичные для большинства.

О переходных звуках. Природе детского голоса, как и необученным взрослым певцам, свойственно использовать натуральные регистры с ярко выраженным переходом грудного голоса в фальцетный. Если попросить ребенка спеть восходящий звукоряд на гласную «А», настроив при этом его голос на грудное звучание, то верхний предел грудного регистра, где голос как бы ломается, обычно расположен в диапазоне Ре2— Фа#2 (Ре — Ре#2 для альтов и Фа — Фа#2 для сопрано), хотя имеют место и другие случаи. У некоторых детей 4—5 лет этот перелом в голосе слышится на звуках Ля1 — СИ или До2, после чего голос соскальзывает на фальцет.

Переходные звуки в голосе у детей могут быть ярко выражены, а могут оставаться и незаметными. Если петь восходящий звукоряд грудным регистром, то в определенном месте перелом в голосе наступает неизбежно. Если же петь нисходящий звукоряд начиная от самых высоких звуков голоса, стараясь использовать фальцетное звучание за счет сохранения краевого настроя по всему диапазону, то никаких переходных звуков можно и не заметить. На этом наблюдении и основан принцип построения вокально-тренировочных упражнений для сглаживания регистрового звучания: нисходящий поступенный звукоряд при облегчении нижних звуков.

Перелом в голосе при пении восходящего звукоряда наступает тогда, когда грудной регистр достигает предела своего напряжения. Избыточное напряжение в голосе при пении грудным регистром появляется обычно за кварту до переходных звуков. Зная это, следует сознательно уже при подходе к ним, примерно за кварту до переходных тонов, облегчать звук за счет ослабления динамики (т. е. уменьшения подскладочного давления) и смягчения атаки звука (т. е. более осторожного и легкого приведения голосовых складок в момент возникновения звука).

Звуковысотный диапазон

Звуковой объем голоса от самого нижнего до самого верхнего звука называется звуковысотным диапазоном певца.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒