Развитие детского голоса в процессе обучения пению стр.38

В общем виде принцип томографии сводится к следующему: трубка — источник рентгеновских лучей —■ и кассета с пленкой укреплены на концах металлического коромысла, называемого томографической тягой. Во время съемки они движутся в противоположных направлениях вокруг оси качания.

Испытуемого размещают с таким расчетом, чтобы исследуемый орган находился по центру оси вращения тяги и лучей. При этом изображение всех анатомических структур, которые будут в центре оси качания, получаются четкими, и все, что находится выше или ниже этого центра — размазанными.

Подобный эффект объясняется тем, что при качании трубки и пленки вокруг центра то, что находится с ним на одном уровне, будет неподвижно относительно пленки. Все остальные рентгеновские тени будут скользить по пленке и не оставят на ней четкого изображения.

Таким образом, изменяя положение центра оси качания трубки и лучей, можно получить изображение среди исследуемого органа на любой глубине. Отсюда и само название томографа (от греческого «томос» — слой и «графо» — пишу, регистрирую).

На рис. 13. дана томограмма гортани спереди.

Эксперименты проводились трижды совместно с аспирантом — А. И. Протектором: 1) в центральном рентгенологическом отделении госпиталя ПрибВО (г. Рига); 2) в рентгенологическом отделении больницы химического завода (г. Владимир); 3) в рентгенологическом отделении 5-й больницы (г. Рига).

Всего в эксперименте приняли участие 10 испытуемых, условно разделенных на 2 группы:

1    гр. — лица с низким уровнем звуковысотного слуха и способности интонирования голосом;

2    гр. — музыканты с хорошим слухом и достаточно раз витой вокальной моторикой.

С каждого испытуемого сделано по 10 снимков. Всего получено и проанализировано около 100 томограмм.

Технические условия томографии: напряжение на трубке 70—80 кВ, фокусное расстояние 110 — 120 см, выдержка —

1,25 с, угол качания — 30°, глубина среза — 6 см3.

Рис. 13. Снимок гортани спереди:

1 — ложные голосовые складки; 2 — морганиевые желудочки; 3 — истинные голосовые складки; 4 — подскладочное пространство; 5 — трахея; 6 — грушевидные карманы.

2.3. Аудиторский анализ

До недавнего времени аудиторский анализ был единственным способом оценки качеств звучания певческого голоса, который осуществляется на основе слухового восприятия специалистов. Однако исходя из противоречивости суждений о регистровом звучании певческого голоса на основании субъективных качественных оценок можно сказать, что человек может лишь очень приблизительно определить спектральный состав звука голоса. Он может различать звуки, более богатые или более бедные по обертоновому составу, но не может с точностью измерить их количество по слуховому ощущению. Каков порог тембральных различий с точки зрения спектрального насыщения гармониками? Как он зависит от тесситуры? Эти вопросы, как и многие другие, еще ждут своих исследователей. Очевидно одно: чем опытнее педагог, чем более тренировано его ухо, тем его порог тембровых различий должен быть меньше. Следовательно, усредненные данные нескольких опытных педагогов при аудиторском анализе певческого звука можно считать достаточно надежным Критерием его качественной оценки, хотя и с большими допусками. Однако ухо опытного педагога имеет еще и другие преимущества.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒